"Поражение Ангелы Меркель — это далеко не всегда победа России"
Результатом состоявшегося в Италии референдума по изменению конституции стала отставка главы правительства Маттео Ренци. Обозреватель газеты "Коммерсантъ" Максим Юсин считает, что уход итальянского премьера со своего поста — плохая новость для России.
Первая реакция на итальянский референдум со стороны депутатов российской Думы и лояльных власти политологов была восторженной. Исход голосования они расценили как очередную победу евроскептиков, удар по брюссельской бюрократии и личное поражение канцлера Германии Ангелы Меркель, которая воспринимала уходящего в отставку Маттео Ренци как своего надежного союзника.
Эмоционально такой подход российских политиков и экспертов можно понять. Руководителей ЕС, а также лично Ангелу Меркель, они воспринимают как убежденных противников Москвы. И, соответственно, любое их разочарование, любое поражение, любое ослабление их позиций расценивается как хорошая новость.
Вот только с отставкой Маттео Ренци не все так просто. И не все так хорошо для Москвы, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что среди европейских "тяжеловесов", среди лидеров ключевых стран ЕС Ренци был наиболее благожелательно настроен по отношению к России. Он был если не ее лоббистом, то, по крайней мере, надежным партнером, помогавшим сглаживать острые углы и не допустить окончательного разрыва между Москвой и Западом.
Именно Ренци на недавнем саммите ЕС фактически наложил вето на планы Парижа и Берлина обсудить введение новых антироссийских санкций из-за ситуации в Алеппо. Не венгерский премьер Виктор Орбан, не лидеры православных Греции и Кипра, которых считают привилегированными партнерами России в ЕС, а персонально глава итальянского правительства добился того, чтобы этот вопрос даже не был включен в повестку дня.
Не стоит забывать и о том, что в октябре 2014 года, когда после уничтожения над Донбассом малазийского Boeing Москва находилась в международной изоляции, именно Ренци пригласил Владимира Путина в Милан на саммит Европа-Азия, и тем самым создал прецедент, запустил процесс постепенного возвращения России за стол переговоров с ведущими державами. Можно вспомнить и о том, что летом этого года Ренци прилетел на Петербургский международный экономический форум. И в тот момент, когда его европейские коллеги говорили о необходимости продления либо даже ужесточения санкций в отношении России, он обсуждал возможность новых итальянских инвестиций.
И вот сейчас Ренци уходит. И вместо него, по всей видимости, придет технический премьер, который не будет иметь в Европе такого веса, как его предшественник. А значит, у сторонников максимального давления на Москву — поляков, прибалтов, той же Ангелы Меркель — повышаются шансы добиться продления санкций в неизменном виде еще на полгода, независимо от того, как будет развиваться ситуация в Донбассе и в Киеве. И нет никакой уверенности, что новый технический премьер, в отличие от Маттео Ренци, будет готов прислушаться к аргументам России.
Так что, депутатам Думы не стоит радоваться. Мир устроен гораздо сложнее, чем они порой думают. И поражение Ангелы Меркель — это далеко не всегда победа России.