"Трансстрою" перекрывают путь в депо
Смольный направил компании уведомление об одностороннем расторжении контракта
АО "Корпорация "Трансстрой"" может лишиться последнего действующего госзаказа в Петербурге: СПбГКУ "Дирекция транспортного строительства" направило компании уведомление о расторжении контракта на сооружение депо "Южное" за 6,6 млрд рублей. В Смольном отмечают, что генподрядчик сорвал сроки по нескольким видам работ, а в итоге не освоил 359,7 млн рублей аванса. По закону, у "Трансстроя" есть 10 дней на устранение нарушений. Между тем в самой компании "Ъ" сообщили, что ничего не знают об одностороннем отказе от исполнения контракта.
"Дирекция транспортного строительства" направила АО "Корпорация "Трансстрой"" уведомление о расторжении контракта на сумму 6,6 млрд рублей по сооружению второй очереди Фрунзенского радиуса от станции метро "Международная" до станции "Южная" (Шушары), включая электродепо "Южное". Контракт был заключен в июне 2014 года, а объект должен быть введен в эксплуатацию до конца января 2018 года.
Смольный направил уведомление о расторжении контракта 1 декабря 2016 года. В нем говорится, что "Трансстрой" сорвал сроки выполнения работ по устройству дренажа для здания отстойно-ремонтного корпуса, проходной, топливозаправочного пункта мотовозов и автомобилей, административно-бытового корпуса и других объектов. По ряду разделов графика работы вообще не начинались — например, по строительству кабельной линии 10 кВ, сетей низкого напряжения, внешней канализации, верхнего строения парковых путей. Также в уведомлении в адрес "Трансстроя" говорится о том, что при проверке были выявлены факты некачественного ведения работ. Ранее компания получила от Смольного ряд предписаний по устранению отклонений, но они не были исполнены. В итоге на 1 декабря 2016 года общая сумма неосвоенного аванса составляет 359,7 млн рублей, говорится в уведомлении.
Отметим, что, по данным сайта госзакупок, из 6,6 млрд рублей по контракту Смольным фактически оплачено 3,1 млрд рублей. Как пояснили "Ъ" в КРТИ, по плану с января по ноябрь 2016 года подрядчик должен был освоить 1,7 млрд рублей, но справился только с 1 млрд рублей. Председатель КРТИ Сергей Харлашкин отметил, что ситуация с расторжением контракта не отразится на сроках строительства электродепо "Южная". Станции "Проспект Славы", "Дунайская" и "Южная" Фрунзенского радиуса метрополитена будут также сданы в срок.
По закону, у компании "Трансстрой" есть 10 дней после вручения уведомления, чтобы предоставить в КРТИ информацию об устранении нарушений. Но в самом "Трансстрое" "Ъ" сообщили, что "компания не знает об одностороннем отказе от исполнения контракта".
Александр Киреев, юрист практики "Юридическое и налоговое сопровождение" КГ "НЭО Центр", пояснил, что важный момент в данном случае — надлежащее уведомление подрядчика, поэтому если "Дирекция транспортного строительства" допустила какую-либо ошибку при отправке уведомления, то договор не будет считаться расторгнутым. По словам юриста, в случае, когда обоснованием расторжения контракта является срыв сроков выполнения работ, в качестве защиты АО "Трансстрой" может ссылаться на несвоевременное исполнение заказчиком встречных обязанностей, которые не обеспечили подрядчику возможности выполнения работ в срок (несвоевременное предоставление строительной площадки, рабочей документации и пр.).
Отметим, что в августе 2016 года Смольный расторг с корпорацией "Трансстрой" три договора на строительство стадиона на Крестовском острове на общую сумму 24,5 млрд рублей, обвинив генподрядчика в срыве сроков и некачественном ведении работ. После этого стройку по итогам конкурса подхватило ОАО "Метрострой", которое контролируется Смольным. Уже через суд "Трансстрой" пытается возместить ущерб, который оценивает в 6,9 млрд рублей. Между тем в КРТИ подчеркивают, что расторжение контракта по депо "Южная" никак не связано с деятельностью "Трансстроя" на других объектах, в том числе со строительством стадиона на Крестовском острове.
Если контракт все-таки расторгнут, то Смольному в спешном порядке придется проводить новый конкурс и искать генерального подрядчика. Уже сейчас понятно, что основным претендентом на достройку объекта является "Метрострой". Но компания имеет большую загрузку, так как достраивает стадион на Крестовском к чемпионату мира по футболу, возводит Невско-Василеостровскую ветку метро на участке от станции "Приморская" до станции "Улица Савушкина", включая станцию "Новокрестовская", а также ведет работы по сооружению других линий метрополитена, в том числе и Фрунзенского радиуса. Получить комментарий на этот счет у ОАО "Метрострой" не удалось — пресс-секретарь компании не ответил на телефонный звонок.
Михаил Бурмистров, генеральный директор агентства "Infoline-Аналитика", считает, что, несмотря на высокий уровень загрузки персонала и мощностей по действующим проектам, ОАО "Метрострой" может стать новым генеральным подрядчиком, то есть управлять проектом достройки депо "Южная". "Фактически, в случае нехватки собственных мощностей "Метрострой" может привлечь на субподряд мощности других компаний. В Петербурге ввели ЗСД, в завершающей стадии находится стадион на Крестовском, поэтому сейчас доступны и мощности, и квалифицированные специалисты. Рисков, связанных с тем, что объект будет некому достраивать, я не вижу", — заключил эксперт.
Между тем, по данным "Ъ", "Трансстрой" до последнего времени вел переговоры со Смольным о пересмотре стоимости работ, которая выросла из-за обвала рубля в конце 2014 года, но никакой индексации при этом не произошло. "Если Смольный разорвет контракт с "Трансстроем", то новый подрядчик на нынешние условия не пойдет, потому что контракт невыгодный", — предположил собеседник "Ъ", знакомый с ситуацией.