Tele2 хочет в поезда
Оператор договаривается с Ukkoverkot о предоставлении интернета на пути Петербург — Хельсинки
Генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин бросил вызов операторам из "большой тройки", заявив о планах конкурировать за предоставление интернета в скоростных поездах. Tele2 планирует совместный проект с финским оператором Ukkoverkot, согласно которому российский оператор до границы Финляндии обеспечит LTE-450 для поездов "Аллегро" (Петербург — Хельсинки) с пассажиропотоком в 360 тыс. человек в год. В Tele2 заявляют, что данный проект практически не потребует инвестиций, так как оператор уже развернул в Ленобласти сеть LTE. Между тем несколько лет назад "Мегафон" вложил 800 млн рублей в сетевую инфраструктуру, чтобы для "Сапсанов" и "Аллегро" стала доступна сеть 3G.
В минувшую пятницу гендиректор Tele2 (ООО "Т2 РТК холдинг") Сергей Эмдин на встрече с журналистами в Петербурге рассказал о том, что компания планирует с финским оператором Ukkoverkot совместный проект покрытия LTE-450 трассы скоростного поезда из Петербурга в Хельсинки "Аллегро". "В Финляндии трасса "Аллегро" покрыта LTE-450, но когда поезд переезжает российскую границу, эта услуга фактически не работает. Поэтому логично сделать, чтобы она работала на нашей территории", — говорит господин Эмдин. По его словам, в ближайшие полгода проект будет реализован, и он практически не потребует инвестиций со стороны Tele2, так как оператор уже развернул сеть LTE-450 в Ленобласти, осталось лишь предложить продукт конкретному потребителю. Базовая станция, работающая в диапазоне 450 Мгц, способна покрыть территорию радиусом до 20 км, что в пять-шесть раз выше возможности оборудования, работающего в стандартном диапазоне 2600 Мгц. С 2015 года Tele2 — единственный сотовый оператор в России, обладающий частотами 450 Мгц; данный частотный ресурс перешел оператору от ЗАО "Скай Линк" (бренд Skylink) после объединения.
В Tele2 не раскрывают коммерческую сторону сотрудничества с Ukkoverkot, отмечая, что, возможно, будет создано отдельное юрлицо, которое будет заниматься раздачей интернета с Wi-Fi в вагонах. Не определена и модель коммерциализации услуги. "Этот вопрос мы будем решать с ОАО РЖД. Это будет их решение: интернет предоставляется бесплатно всем пассажирам или, к примеру, только в вагонах бизнес-класса", — прокомментировал господин Эмдин.
В РЖД в пятницу не предоставили "Ъ" комментарий.
На поезда "Аллегро" (проект запущен в 2010 году национальными перевозчиками — РЖД и VR-Group Ltd.) приходится около 85% от общего трафика в российско-финляндском сообщении: по итогам 2015 года пассажиропоток составил 362,9 тыс. человек.
"В настоящее время Ukkoverkot предоставляет доступ к данным в "Аллегро" и других пассажирских поездах в Финляндии. Мы обнаружили, что технология LTE-450 очень подходит для этой цели, так как она обеспечивает более стабильное соединение на быстро движущихся поездах. Естественно, сотрудничество в обеспечении хорошей и надежной связи в "Аллегро" также в России в наших интересах", — заявил "Ъ" глава Ukkoverkot Антти Пеллинен.
Между тем, начав предоставлять интернет в поездах, Tele2 бросит вызов операторам из "большой тройки". В 2013 году компания "Мегафон" завершила основной этап строительства объектов связи для поездов "Сапсан" и "Аллегро", инвестировав в проект 800 млн рублей. Как пояснили "Ъ" в пресс-службе "Мегафона", сейчас в "Сапсанах" установлены по два телекоммуникационных устройства, а на всем пути следования поезда развернута сеть 3G.
"Чтобы следовать запросам рынка, мы работаем над внедрением еще и LTE-1800, увеличив максимальную скорость до 75 Мбит/с, и скоро на протяжении всей трассы будет работать стандарт 4G", — отмечают в "Мегафоне". Вдоль пути следования "Аллегро" у оператора стоят базовые станции 3G и 4G. Интернетом пользоваться можно, но в самом поезде нет роутеров, подчеркивает представитель "Мегафона".
Генеральный директор аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин не верит, что операторы существенно заработают на интернете в поездах. "Компания Tele2 построила базовые станции, если с помощью потребителей окупить затраты не получилось, то бессмысленно пытаться окупить их с помощью "Аллегро". Речь идет нескольких сотнях тысяч пассажиров, из которых интернетом будет пользоваться лишь 5-10%", — говорит господин Брюквин. С другой стороны, не исключено, что жесткая конкуренция операторов в данном сегменте будет способствовать повышению качества предоставляемых услуг.