Мусорная тема нашла отклик
"Ростех" выразил желание занять рынок Ленобласти по обращению с отходами объемом в два миллиарда рублей
Госкорпорация "Ростех" Сергея Чемезова заинтересована выступить единым региональным оператором по обращению с отходами в Ленобласти. Объем этого рынка в субъекте оценивается в 2 млрд рублей в год. Переговоры потенциального инвестора и губернатора области Александра Дрозденко намечены на конец декабря. В начале месяца региональные власти заявили о готовности территориальной схемы по обращению с отходами, которая ляжет в основу работы единого оператора. Однако игроки рынка говорят о ее слабой актуальности. Тем не менее в правительстве считают, что готовы начать работу с единым оператором раньше установленного федералами срока.
Власти Ленобласти рассматривают вариант введения единого регионального оператора по обращению с отходами раньше 1 января 2019 года, срока, установленного федеральными требованиями. Как отметили в пресс-службе правительства, при получении соответствующего одобрения от федеральных властей регион готов провести конкурс по выбору единого оператора уже в следующем году. Приступить к выполнению своих обязанностей победитель сможет с 2018 года.
В областной администрации признали, что в качестве регионального оператора заинтересован выступить "Ростех". Переговоры по этому поводу с представителями корпорации губернатор Александр Дрозденко проведет в конце декабря. Потенциальный инвестор планирует оснастить рециклинговыми установками все действующие полигоны в области (всего их 15, включая две площадки во Всеволожском районе для мусора из Петербурга). В самой корпорации на запрос "Ъ" так и не ответили.
Основой для деятельности будущего единого регионального оператора станет территориальная схема по обращению с отходами, о разработке которой областные власти объявили в начале декабря. Пока организацией сбора мусора в области занимаются управляющие компании (УК), которых, по данным областного правительства, насчитывается 371. Они собирают платежи с населения, заключают договоры на сбор и транспортировку отходов со специализированными компаниями, которые, в свою очередь, подписывают соглашения с полигонами на захоронение всех твердых коммунальных отходов (ТКО), поступающих от населения. А это, по подсчетам начальника управления Ленобласти по организации и контролю деятельности по обращению с отходами Николая Борисова, составляет около 500 тыс. тонн в год. Объем рынка оценивается в 2 млрд рублей в год, собираемых с жителей в качестве коммунальных платежей.
При этом представители компаний, занимающихся транспортировкой мусора (в регионе Росприроднадзор выдал около 350 лицензий на этот вид деятельности), опасаются, что единый оператор станет навязывать им невыгодные условия работы, в результате чего многим из них придется свернуть деятельность.
"Создание единого оператора — это государственная монополия", — рассказал "Ъ" директор ООО "Эко-Точка" Евгений Крылов, компания которого вывозит 15 тыс. тонн отходов в год. — Мы сейчас как на пороховой бочке. Я приготовился при необходимости вернуть взятые в лизинг спецмашины. И с работниками на всякий случай заключаю срочные контракты". По словам господина Крылова, разработанная областным правительством территориальная схема по обращению с отходами лишь на 30% актуальна.
"В схеме не учтен тот факт, что у нас лишь 20% юрлиц зарегистрировались в Росприроднадзоре. Остальные это требование игнорируют, но мусор при этом производят. Кроме того, в региональной схеме не сказано, каким образом будет налажен сбор мусора в частном секторе", — пояснил бизнесмен.
С тем, что при новой схеме работы исчезнет конкуренция, согласен и руководитель Северо-Западного отделения экологической общественной организации "Зеленый крест" Юрий Шевчук. "Оператор установит единый тариф на перевозку, и небольшие компании вынуждены будут уйти с рынка. Они не смогут конкурировать с более крупными игроками, которые в состоянии предложить услуги за меньшие суммы", — говорит он.
В то же время эколог считает, что преимуществом новой схемы работы станет заключение договоров на захоронение мусора полигонов напрямую с оператором, а не с перевозчиками.
"Часть наших перевозчиков, чтобы не тратить средства на плату полигонам, сбрасывает отходы в карьеры и овраги. При новой схеме будет иначе: не довез мусор до полигона — не получил денег от оператора", — отметил господин Шевчук.