Человек дела и человек года
Светская жизнь
Мощнейшим затактовым аккордом светской недели стал благотворительный Action! — киноаукцион в пользу сразу нескольких фондов собрал почти 50 млн руб. Гости вечера рублем обозначали свои кинопредпочтения и продолжили выбирать: книгу на церемонии «Большая книга», женщину на церемонии «Женщина года» журнала Glamour, круглую дату на 120-летии Музея Москвы.
Идея аукциона короткометражек принадлежит Светлане Бондарчук и Евгении Поповой. В этом году, глядя на лист ожидания в 200 человек, организаторы решили переехать в концертный зал «Барвиха Luxury Village». Стало больше не только гостей, но и лотов: сбор был объявлен на четыре, а завершились продажи к полуночи. Так сильно и долго любить отечественный кинематограф смогли немногие — например, министр культуры Владимир Мединский довольно быстро ушел. Предельный хронометраж картин был десять минут, но Григорий Константинопольский превысил лимит вдвое, а Александр Сокуров — вчетверо (его фильм не показали целиком, и он очень расстроился). Самыми дорогими — 8,1 млн руб.— стали «Вдовушки» Резо Гигинеишвили о битве четырех женщин за квартиру на Патриарших. К нему активно приценивался председатель совета директоров Renaissance Development Авни Аквардар, но все же уступил галеристу Марианне Сардаровой. Самым потенциально скандальным оказался «Человек дела» Константина Богомолова: автор снял себя в уборной на телефон. И все-таки убедительные 49 млн руб. по итогам вечера разделили фонды «Подари жизнь», «Артист», «Б.Э.Л.А. Дети-бабочки» и другие.
Спустя пару дней в Доме Пашкова вручили «Большую книгу» (о литературных итогах премии “Ъ” писал 8 декабря). Каждый из трех лауреатов нынешнего года уже получал эту награду раньше, так что шутка Людмилы Улицкой о том, что она не ожидала «двух куриц в одни руки», быстро разошлась. А вот в первых рядах зрительного зала, где обычно находятся попечители конкурса, случились некоторые нововведения. До сих пор представители денег и власти предпочитали сидеть через проход друг от друга. В этот раз не так сели. Обычно претендовавших на победу писателей усаживали на сцене так, что весь зрительный зал мог с интересом следить за выражением лиц победителей и проигравших. Теперь над ними наконец сжалились и пересадили в зал, в левую часть партера. Справа рядком сели банкиры Олег Сысуев и Петр Авен, глава «Роспечати» Михаил Сеславинский, советник президента Владимир Толстой и господин Мединский. Во втором ряду оказались президент группы ИМА Андрей Гнатюк, первый заместитель гендиректора ВГТРК Антон Златопольский и заместитель главы «Роспечати» Владимир Григорьев. Не пришел глава СВР Сергей Нарышкин, хотя всегда любил «Большую книгу». Зато на правах свежего депутата Госдумы из дальних рядов, где обычно всегда сидят неноминированные писатели, сразу в третий ряд переместился Сергей Шаргунов. Улыбался он одновременно победительно и смущенно. Перемены в судьбе господ Нарышкина и Шаргунова прокомментировали в шутливом конферансе ведущие Игорь Золотовицкий и Маргарита Русецкая. Они же отметили, что теперь из окна Дома Пашкова виден Владимир. Господин Мединский в своем выступлении эту шутку им припомнил, но будто бы тоже шутя.
На церемонии «Женщина года» журнала Glamour денег никому не давали, только почет и статуэтку. Вообще, церемония прошла замечательно: главную награду из рук главреда Glamour Марии Федоровой получила актриса и кулинар Юлия Высоцкая, «Телеведущей года» читатели выбрали Елену Летучую, в номинации «Певица года» Земфиру и остальных обошла Елена Темникова, «Мужчиной года» стал певец Сергей Лазарев. И все-таки нельзя уже не замечать, что перед издательским домом Conde Nast Russia все очевиднее встает вопрос о перемене названий главных церемоний: «Человек года» журнала GQ и «Женщина года» по версии Glamour. Во второй половине 2010-х такое разделение режет глаз не только борцам за гендерное равенство, хотя еще пять лет назад ничто тут не казалось вызывающе некорректным. Только представьте, в этом году певец Сергей Лазарев — «Женщина года» в номинации «Мужчина года», а актриса Ирина Горбачева — «Человек года» в номинации «Женщина года». Гусары, молчать!
Не так давно собственные юбилеи отмечали две весьма достойные культурные институции: 20 лет исполнилось Московскому дому фотографии Ольги Свибловой, 5 лет — Институту русского реалистического искусства совладельца «Промсвязькапитала» Алексея Ананьева. Музей Москвы и его 120-летие в этом ряду выглядит куда солиднее. Однако директор музея Алина Сапрыкина предпочла демонстрировать свежесть взгляда. В пространстве, где не так давно совладелец Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович разжег «костер тщеславия», теперь работали молодые уличные художники, а вокруг них ходил и не работал скульптор Зураб Церетели, параллельно проходили перформансы и инсталляции, читали стихи писатель Дмитрий Быков и журналистки Фекла Толстая и Анна Монгайт, певица Алена Свиридова и актриса Алиса Гребенщикова, в финале вечера дала концерт группа СБПЧ. Словом, музей демонстрировал физическую и моральную готовность не застыть почтительно перед собственным возрастом.