"Уралвагонзавод" взыскивает с "Трансмашпроекта"
Заказчик хочет вернуть аванс
АО "НПК "Уралвагонзавод" им. Дзержинского"" (УВЗ) направило иск на сумму 43,65 млн рублей к ОАО "Трансмашпроект". УВЗ утверждает, что компания получила аванс на разработку проектно-сметной документации, но в установленный срок и в нужных объемах работы не сделала. В "Трансмашпроекте" сообщают, что работы выполнили в соответствии с договором, а подтверждение тому — положительные результаты госэкспертизы и акт приема работ со стороны заказчика. Со своей стороны проектная компания в течение ближайшего месяца собирается направить в адрес УВЗ иски на возврат денег по ранее выполненным, но не оплаченным работам на общую сумму около 500 млн рублей.
Иск УВЗ к ОАО "Трансмашпроект" на сумму 43,65 млн рублей зарегистрирован в картотеке дел Арбитражного суда города Петербурга и Ленобласти 29 ноября 2016 года. Предварительное судебное заседание назначено на 8 февраля 2017 года. Отметим, что 6 октября 2016 года УВЗ подал четыре иска к "Трашсмашпроекту" — на 43,6 млн рублей, 8,78 млн рублей, 53,19 млн рублей и 71,054 млн рублей (всего 176,6 млн рублей) в Арбитражный суд Московской области. По иску на 71,054 млн рублей суд вернул иск заявителю в связи с неисполнением предписаний суда. По трем другим искам суд постановил, что дело должно быть передано по месту регистрации ответчика, то есть в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти. Таким образом, можно ожидать, что в ближайшее время "Уралвагонзавод" подаст еще два иска к "Трансмашпроекту" на 8,78 млн и 53,19 млн рублей.
Что касается иска на сумму 43,65 млн рублей, то в УВЗ сообщили "Ъ", что 25 декабря 2013 года между истцом и ответчиком был заключен договор на разработку проектно-сметной документации. При этом компания "Трансмашпроект" получила аванс в размере 43,65 млн рублей, но в установленный срок и в установленных объемах работы не выполнила. В УВЗ добавили, что заказчик неоднократно обращался к проектировщику с требованием исполнить свои договорные обязательства. "28 августа 2016 года в адрес ОАО "Трансмашпроект" была направлена досудебная претензия с требованием возвратить уплаченный аванс, но она осталась без ответа", — прокомментировали в УВЗ.
В "Трансмашпроекте" по поводу того, что УВЗ пытается оспорить ранее выполненные проектные работы и доказать, что они сделаны ненадлежащим образом, ответили: "У нас есть положительные результаты государственной экспертизы и официальный акт приема работ со стороны заказчика. Вначале УВЗ планировал установку одного пакета оборудования, но потом не стал запускать новую производственную линию, спроектированную компанией "Трансмашпроект". В итоге им этот проект уже не нужен, но на тот момент, когда он был выполнен, он соответствовал поставленной задаче". В компании добавили, что начиная с 2015 года организация выполнила по заказу УВЗ проектные работы на сумму более 1 млрд рублей. "Но завод оплатил только половину работ, то есть в итоге остался нам должен около 500 млн рублей. В течение месяца мы направим претензии в суд с требованием вернуть деньги по ранее выполненным, но не оплаченным работам", — заключили в компании.
По данным "СПАРК-Интерфакс", 100% собственником ОАО "Трансмашпроект" является ЗАО "Аудит. Консалтинг. Право", которое в свою очередь принадлежит Юрию Овсянникову. Чистая прибыль компании по данным на 2015 год составила 331 тыс. рублей. При этом по итогам 2014 года сумма была намного больше — 33,89 млн рублей. Среди заказчиков компании — АО "Завод N 9", Крыловский государственный научный центр, Государственный Эрмитаж, ФНПЦ "Титан-Баррикады".
Мария Смирнова, старший юрист корпоративной практики Rightmark Group, отметила, что на рынке довольно часто заказчик заявляет об отказе от договора и требует вернуть аванс. "Но причины такого поведения заказчика могут быть различными. Например, подрядчик может так долго выполнять работы, что заказчик просто утрачивает интерес к их выполнению. Или заказчик находит подрядчика, выполняющего работы на более выгодных для заказчика условиях, или подрядчик многократно сдает части работ с недостатками и т. п.", — пояснила юрист. По ее словам, если у компании "Трансмашпроект" действительно есть акты о выполненных работах, подписанные заказчиком, а также положительное заключение экспертизы (без замечаний к выполненным работам), то наличие этих документов является доказательством надлежащего выполнения работ. Тем не менее, заказчик не лишен права в ходе судебного разбирательства заявить об экспертизе проектной документации, добавила госпожа Смирнова. Она сказала, что в данной ситуации УВЗ, помимо актов выполненных работ и заключения экспертизы, также вправе требовать проведения судебной экспертизы для подтверждения качества выполненных работ.
Отметим, что УВЗ на 100% принадлежит Росимуществу. В начале декабря министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сообщал, что УВЗ станет структурой "Ростеха". Одной из причин такой передачи называлось сложное финансово-экономическое положение предприятия и возможная угроза срыва выполнения работ по гособоронзаказу. Как ранее писал "Ъ" (см. "Ъ" от 15.11.2016), УВЗ разработал стратегию своего развития до 2025 года. В ней предусматриваются изменение модели управления предприятиями, входящими в корпорацию, оптимизация производства, увеличение военных и гражданских поставок. Эти планы призваны исправить финансовую ситуацию на УВЗ, который закончил 2015 год с чистым убытком 16 млрд рублей.