Шина на мыло
Европейский концерн Nokian увеличил размер претензий к сети «Таганка» до 1,3 млрд рублей
У сети шинных центров «Таганка», развитием которой занимается уфимский предприниматель Андрей Смышляев, возникли проблемы с крупным поставщиком — российским подразделением концерна Nokian Tyres. Концерн предъявил оптовому подразделению сети — компании «Русшина-Тюмень» претензии более чем на 1,1 млрд руб. и продолжает увеличивать сумму требований. Одновременно Nokian рассчитывает стать кредитором лично господина Смышляева в рамках банкротного процесса, начатого в отношении предпринимателя. Сам Андрей Смышляев комментариев о финансовом состоянии своего бизнеса не дает.
Российское подразделение европейского концерна Nokian Tyres — компания «Нокиан шина» в арбитражном суде выдвинула к своему уфимскому партнеру оптовой компании «Русшина-Тюмень» претензии более чем на 1 млрд руб. Как следует из материалов арбитража, «Русшина-Тюмень» не рассчиталась за товар, поставленный «Нокиан шиной» по договору 2014 года. Контракт предусматривал поставку в течение 2015 года 471 тыс. автомобильных шин общей стоимостью 1,4 млрд руб.
«Русшина-Тюмень» (принадлежит предпринимателю Андрею Смышляеву) обеспечивала оптовые поставки товара сети шинных магазинов «Таганка» (развивает розничную торговлю, в том числе через интернет). Партию товара, отпущенную «Нокиан шиной», уфимский оптовик оплатил лишь частично, перечислив около 200 млн руб. При этом в залоге у «Нокиан шины» находилась сама поставленная продукция.
В мае арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области взыскал с «Русшины-Тюмень» 1,17 млрд руб. задолженности, обязав компанию выставить заложенный товар на торги. В конце ноября это решение устояло в кассационной инстанции. Представитель «Русшины-Тюмень» в суде претензии «Нокиан шины» не признал. О дате торгов не сообщалось.
В настоящее время «Нокиан шина» увеличила сумму претензий и добивается от уфимского оптовика выплаты дополнительной неустойки в размере 293,24 млн руб. по тому же договору. Слушания по этому иску назначены на 20 декабря.
В августе в разгар судебных разбирательств «Русшина-Тюмень» объявила о ликвидации, а позже ЗАО «Таганка» направило иск о признании оптовика банкротом. «Таганка», как следует из материалов банкротного дела, претендует на выплату аффилированной компанией около 620 млн руб. задолженности. «Нокиан шина» подала заявление о вступлении в дело о банкротстве «Русшины-Тюмень». Одновременно «Таганка» направила заявление о признании несостоятельным самого Андрея Смышляева. Банкротная процедура пока не начата — слушания по иску откладываются.
Ликвидатор «Русшины-Тюмень» Вадим Алферов вчера комментировать процедуру банкротства отказался, сославшись на то, что это «долгий разговор». Судя по всему, владельцы сети надеются сохранить за собой контроль над банкротной процедурой.
Теоретически, «Русшина-Тюмень», как следует из данных Kartoteka.ru, имеет активы. Их стоимость по состоянию на конец прошлого года оценивалась в 2,74 млрд руб., из которых чистые активы составляли 251,04 млн руб.
Андрей Смышляев помимо «Русшины-Тюмень» владеет долями в обществах «Русшина-сервис», «Теско», «Теско И», «Медиалаб» и «Автореал». Исполнительных производств в отношении предпринимателя, по данным базы ФССП, нет.
Господин Смышляев для связи по мобильному телефону вчера был недоступен. В его окружении сообщили, что в последнее время предприниматель живет за рубежом.
В «Нокиан шине» оперативно предоставить комментарий не смогли.
Генеральный директор компании «Бэйсик консалтинг» Рауль Сайфуллин отмечает, что для «Нокиан» было опрометчиво передавать товар в залог самого товара, так как это «один из самых ненадежных залоговых инструментов». «Если „Нокиан” войдет в реестр кредиторов „Русшины-Тюмень”, то она может попытаться реализовать активы предприятия. Но, боюсь, основной частью активов окажется дебиторская задолженность за реализованные шины. В этом случае кредитор может также потребовать привлечения менеджмента компании к субсидиарной ответственности, но, опять же, вряд ли у него найдутся активы на такую сумму задолженности. „Нокиан шине” определенно следовало в 2014 году брать в залог не товар, а более ликвидные активы покупателя»,— резюмирует эксперт.