Российские власти ответят Страсбургу на вопросы об изъятии органов умерших

В ЕСПЧ до 17 января ждут позицию правительства по иску родственников Алины Саблиной

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) ждет ответ от российских властей по поводу жалобы на изъятие органов для трансплантации без согласия родственников до 17 января 2017 года. Иск в декабре 2015 года подали близкие скончавшейся в больнице Алины Саблиной. По их словам, у девушки без ведома родственников изъяли для трансплантации сердце, почки и другие внутренние органы.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Сегодня Елена Саблина, мать Алины, получила письмо из ЕСПЧ, где указаны сроки, когда Страсбургский суд должен получить ответ от российских властей. «Если ответы на вопросы придут до 17 января на русском языке, то до 17 февраля они должны быть в ЕСПЧ на английском языке»,— поясняет Антон Бурков, представитель заявителей по делу Алины Саблиной, юрист общественной организации «Сутяжник».

В сентябре ЕСПЧ коммуницировал жалобу Елены Саблиной и других родственников 19-летней Алины Саблиной. Алину сбила машина в Москве 11 января 2014 года. Мать узнала об изъятии органов дочери для трансплантации из заключения судмедэксперта через месяц после того, как Алина скончалась. В нем указали, что у погибшей изъяли сердце, почки, надпочечники, аорту, вену и часть правого легкого. Мать девушки полтора года ходила по судебным инстанциям в России. Конституционный суд признал изъятие органов дочери законным. ЕСПЧ поставил перед российскими властями несколько вопросов, в том числе о том, является ли происшедшее жестоким и бесчеловечным обращением с родными девушки, нарушает ли их права на частную и семейную жизнь, а также о правомерности закрытого режима судебных заседаний по делу Саблиной в национальной системе судопроизводства.

Согласно ст. 8 закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека», орган не изымут, если пациент при жизни или его родные или законные представители заявили о своем несогласии, а затем известили об этом учреждение здравоохранения. Если заявления о несогласии нет, закон позволяет изъять органы для трансплантации. При этом врач не должен об этом спрашивать родных пациента. По мнению Елены Саблиной, которое она высказывала “Ъ” ранее, в России нужно совершенствовать законодательство в области трансплантологии и сделать так, чтобы органы изымали, только если человек дал на это согласие, а не наоборот.

На портале проектов нормативно-правовых актов до 27 декабря продолжится общественное обсуждение проекта порядка внесения в медицинскую документацию данных о волеизъявлении лица о его несогласии на посмертное предоставление биологического материала. Документ регламентирует возможность пациентов российских больниц письменно или устно отказаться от посмертного донорства биоматериалов для производства медицинских препаратов. Если человек не согласен на донорство тканей или клеток, он может написать заявление в двух экземплярах и заверить его у нотариуса или руководителя больницы. Отказаться от донорства устно можно при свидетелях с занесением их паспортных данных и подписей в медицинскую документацию пациента. Если человек не успеет оформить отказ от донорства при жизни, сделать это смогут его ближайшие родственники, которые должны написать заявление и также его заверить.

Наталья Беницевич


КС подтвердил законность изъятия органов без уведомления родственников умершего

Конституционный суд РФ в марте подтвердил законность изъятия органов для трансплантации после смерти человека без согласия его родственников. Ранее в суд обратились близкие скончавшейся в больнице Алины Саблиной, сердце, почки и другие внутренние органы которой были изъяты без их ведома, потребовав признать неконституционными соответствующие нормы «Закона о трансплантологии». Читайте подробнее

Вся лента