Расписание на каникулы

Что смотреть в кино, музеях и театрах

Накануне новогодних каникул Weekend выбрал лучшие фильмы, выставки, спектакли и концерты, на которые стоит сходить в Москве в конце декабря — начале января


балет

Щелкунчик Большой театр (Историческая сцена) 23 декабря — 8 января Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко 26, 29, 30, 31 декабря, 2, 3, 4 января Театр "Новая опера" 2, 3, 5, 6, 8 января Детский музыкальный театр им. Н. Сац 30, 31 декабря, 8 января

Балет Петра Чайковского — та часть новогоднего ритуала, с которой расстаться невозможно ни при каких обстоятельствах. В Москве в последние годы "Щелкунчик" представлен примерно как салат оливье на новогодних застольях страны: он есть почти в каждом музыкальном доме, при этом рецепты везде разные, а результат всегда узнаваем. Базовый рецепт — хореография Мариуса Петипа, отредактированная в 30-е годы прошлого века Василием Вайноненом. В Детском музыкальном театре свои дополнения внес Николай Цискаридзе, в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко придерживаются самой классичной версии, в "Новой опере" воссоединяют оркестр театра с труппой Государственного академического театра классического балета, у которого есть в репертуаре редакция Натальи Касаткиной и Владимира Василева. В Большом, как всегда, предлагается версия Юрия Григоровича, самая недетская и, кажется, по-прежнему самая близкая к современности — несмотря на то, что ей в этом году исполнилось 50 лет.


спектакли

Фото: Сергей Садов

Шерлок Московский детский театр теней 31 декабря, 19.00

В самый канун Нового года Театр теней показывает премьеру, состоящую из нескольких новелл, поставленных разными режиссерами в разных техниках. Конан Дойль оказался для театра теней необыкновенно удачной репертуарной находкой — атмосфера таинственности, переходящей в некоторую жутковатость, этому театру дается, можно сказать, сама собой. Чтобы, однако, представление не оказалось слишком уж пугающим, молодые постановщики сделали собственные версии детективных сюжетов и слегка адаптировали персонажей — даже собака Баскервилей в мире теней выглядит как вполне симпатичная псина. В театре говорят, что собираются продолжить детективную серию в наступающем году. В любом случае не нужно пренебрегать возрастным ограничением 12+.


Фото: Андрей Безукладников

Синяя птица Электротеатр «Станиславский» 26, 27, 28 декабря, 19.00

Репертуар Электротеатра вообще-то предназначен для последовательных поклонников радикальной современной эстетики. Но и для них есть своя рождественская история — трилогия по пьесе Мориса Метерлинка, поставленная художественным руководителем театра Борисом Юханановым. Три вечера его "Синей птицы" вмещают в себя не только философичную и роскошную технофеерию на темы Метерлинка, но и инсценированные воспоминания двух старейших актеров труппы — Владимира Коренева и Алефтины Константиновой, которые бесстрашно перевоплощаются в брата и сестру Тильтиля и Митиль. Бесстрашие — вообще ключевое слово в этой постановке, ради которой актеры входят в образы себя самих полувековой давности: Владимир Коренев в роли себя-Ихтиандра — это действительно уникальное событие.


Фото: предоставлено Пресс-службой театра

Своими словами. Н. Гоголь «Мертвые души» Театр «Школа драматического искусства»23, 24, 25, 27, 28 декабря, 18.00; 13, 14 января, 20.00

Долгожданное продолжение литературного сериала для детей, который Дмитрий Крымов и его актеры начали в прошлом сезоне "Евгением Онегиным". Крымов придумал необыкновенно обаятельный способ обращаться с классической литературой — он ее не интерпретирует, а как бы разбирает на образы, цитаты, метафоры. В этом ему помогают придуманные персонажи-читатели, каждый из которых в сакраментальных строчках находит что-то свое, свои ассоциации, свою собственную игру. Сложное произведение у вас на глазах превращается в прекрасную разноцветную башню, собранную из очень смешных и красивых кубиков. Формально цикл "Своими глазами" детский, но посмотреть полезно и взрослым — раз уж они все равно привели детей в театр.


Иванов Театр наций (Основная сцена) 23 и 24 декабря, 19.00

В ноябре и декабре два юбилея отметил выдающийся актер Евгений Миронов — сначала свое 50-летие, а затем 10 лет в должности художественного руководителя Театра наций. Кроме собственно праздничных мероприятий, к юбилеям приурочена и предновогодняя театральная премьера, тоже вполне подарочная — но в данном случае это уже подарок зрителям. Чеховский "Иванов" как название возник не случайно — в 1887 году премьеру пьесы сыграли в том самом театре Корша, который сегодня и является домом Театра наций. Новый спектакль восполнит важный пробел в афише: на сцене своего театра Евгений Миронов за все 10 лет еще ни разу не сыграл главную роль в какой-либо из ключевых пьес русского классического репертуара. Кроме самого юбиляра в заглавной роли, театр ангажировал звездный актерский состав, в который входят Чулпан Хаматова, Игорь Гордин, Виктор Вержбицкий и Елизавета Боярская. Поставил спектакль главный режиссер новосибирского театра "Красный факел" Тимофей Кулябин.


опера

Фото: Олег Черноус

Волшебная лампа Аладдина Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко 5 января, 13.00 и 18.00

Экзотическая каникулярная альтернатива "Лебединому озеру" и "Щелкунчику" — во-первых, это из "Сказок 1001 ночи", во-вторых, это опера, в-третьих, это Нино Рота. Детям, которых сюда приглашают с самого раннего возраста (6+), очень нравятся и сказочный лес, и восточный базар, нарисованные замечательным сценографом Семеном Пастухом, и таинственная принцесса, и разноцветные воины — так что два с половиной часа с антрактом они обычно высиживают легко.


фильмы

Ложные признания с 5 января

Пьесу Мариво "Ложные признания" уже дважды экранизировали — в 1984-м и 2010-м. Пару лет назад за нее взялся и выдающийся театральный режиссер Люк Бонди, но умер, не успев выпустить фильм. Тем не менее монтаж закончили без него и "Ложные признания" попали в программу нынешнего фестиваля в Локарно. Вот что тут интересно: вечером, после съемок фильма, те же актеры играли эту пьесу на сцене "Одеона". Актеры — гордость Франции: Изабель Юппер, Бюль Ожье, Луи Гаррель. Эксперимент Бонди заключался в том, что днем актеры должны были играть "кинематографическую" версию своих персонажей, а вечером — "театральную", так что без просмотра постановки "Одеона" опыт, вероятно, будет не совсем полным (у наших зрителей, кстати, была возможность увидеть театральный вариант - спектакль Бонди в прошлом году был участником Чеховского фестиваля). К тому же это одна из тех адаптаций классической драмы, в которой действие перенесено в современность, а текст остается оригинальным,— идея, как известно, срабатывающая в одном из миллиона случаев. Но если вы всегда хотели увидеть Изабель Юппер на беговой дорожке в золотом тренировочном костюме — этот фильм для вас.


Кредо убийцы с 5 января

На смену фильмам по комиксам, судя по всему, приходят фильмы по видеоиграм: сначала "Варкрафт", теперь — экранизация "Assassin's Creed". Майкл Фассбендер, активировавший генетическую память, переживает приключения своего предка Агилара, которому не повезло родиться в Испании конца XV века. По ходу он прокачивает скиллы, необходимые для того, чтобы сражаться с современными тамплиерами,— в альтернативной истории этим занимаются специальные ассасины. Фассбендеру, который является одним из продюсеров фильма, очень понравилась концепция генетической памяти, а также все, что рассказали ему про игру представители компании Ubisoft. Еще ему понравилось работать с режиссером Джастином Курзелем на "Макбете", поэтому он сразу же позвал его снимать "Кредо". При этом ни тот, ни другой, ни уж тем более Марион Котийяр с Джереми Айронсом не играли ни в одну из девяти основных частей видеоигры — от чего фанаты "Assassin's Creed" наверняка не в восторге. А кто кроме них пойдет это кино смотреть — загадка. Кажется, все уже давно поняли, что ничего хорошего от фильмов по видеоиграм ждать нельзя.


Закон ночи с 12 января

Новый фильм Бена Аффлека, снятый, как и его режиссерский дебют "Прощай, детка, прощай", по книге Денниса Лихейна. Времена сухого закона: сын полицейского Джо переезжает из Бостона во Флориду, где сначала становится бутлегером, а затем — известным гангстером. Книга — по сути, история последовательного восхождения Джо по лестнице организованной преступности: от гангстерской шестерки до крестного отца собственной криминальной империи. Плюс немного практических советов, как вести подпольный бизнес по продаже алкоголя. Плюс немного войны с ку-клукс-кланом. Изначально Warner Bros. купили экранизацию специально для Леонардо Ди Каприо, но через несколько месяцев откуда-то появился Аффлек и забрал проект себе, традиционно сделав его самостоятельно: написал сценарий, спродюсировал, поставил и снялся в главной роли. Хоть фильмы он снимает и нечасто, всякий раз, когда это происходит, наступает праздник — тем более теперь, когда нужно использовать любую возможность посмотреть на Бена Аффлека в какой-нибудь другой роли, кроме Бэтмена.


Король Лев Кинотеатр «Пионер» 8 января, 11.00

Первый в новом году показ в рамках кинолектория "Детский Пионер" представляет легендарный диснеевский мультфильм, травмировавший психику не одному поколению детей, вынужденных смотреть, как умирает папа-лев. Все помнят, что этот мультфильм — парафраз "Гамлета" с аллюзиями на истории Иосифа и Моисея, но вряд ли об этом будут рассказывать юным зрителям. Скорее, дадут насладиться песнями про "Акуну Матату" и круг жизни и посмеяться над выходками Тимона и Пумбы.


По Млечному Пути с 12 января

Новый фильм Эмира Кустурицы, не снимавшего полноценного кино со времен документального фильма про Марадону 2008 года. "По Млечному Пути", выросший из кустурицевского эпизода антологии "Разговоры с богами",— фильм из трех частей, посвященных разным периодам жизни человека и его страны. Первая посвящена боснийской войне, вторая — истории любви к женщине, готовой пожертвовать ради героя всем (Моника Беллуччи), и, наконец, финальные дни героя, которые он проводит в одеянии монаха, с тоской смотрящего на прожитые годы. Отзывы с Венецианского фестиваля приводят в недоумение: судя по всему, это такая же феерия, как "Утомленные солнцем — 2", только с песнями, плясками, кувырканиями, номерами в исполнении животных и насекомых и прочим цирком.


Ла-Ла Ленд с 12 января

Второй полный метр автора нашумевшей "Одержимости" Дэмиена Шазелла — музыкальная романтическая комедия о современном Лос-Анджелесе: джазовый пианист (Райан Гослинг) влюбляется в начинающую актрису (Эмма Стоун). Несмотря на кучу трудностей, они не унывают и все время поют. Шазелл, как известно, сам музыкант — он давно мечтал взять традицию классического мюзикла и поместить ее в суровую реальность современного мира, где все совсем не так радужно, как мы привыкли видеть в фильмах, где все поют. Сценарий он начал писать еще в Гарварде вместе со своим однокурсником — их идея была в том, чтобы сделать оммаж "городским симфониям" 1920-х, показывающий, насколько не в ладах с реальностью люди, которые приехали в Лос-Анджелес в погоне за мечтой. Неслучайно, собственно, "Ла-Ла Ленд" — это ласковое прозвище Лос-Анджелеса и в то же время синоним выражения "парить в облаках". Шазелл говорит, что по сути "Ла-Ла Ленд" мало чем отличается от "Одержимости" — это тоже история о том, что творчество дается немалыми усилиями, и о том, как важно привести свои мечты в соответствие с необходимостью оставаться человеком. Просто "Ла-Ла Ленд" меньше злится на эту ситуацию.


Голос Кинотеатр «Пионер» 26 декабря, 21.30

Совместный проект Weekend и кинотеатра "Пионер" завершается фильмом о кино Ильи Авербаха: “«Голос» казался интермедией в творчестве Авербаха, мимоходным объяснением в любви своему делу и своей студии. Интермедия оказалась последним его фильмом. Смешением в идеальной пропорции потешного и патетического измерений кино как ремесла и судьбы”.
Михаил Трофименков о фильме Ильи Авербаха


выставки

Фото: Музеи Ватикана

Ватикан, Скотти и Бакст Государственная Третьяковская галерея

Вероятно, главная зимняя выставка Москвы — "Roma Aeterna" в Инженерном корпусе Третьяковки: знаменитые картины из пинакотеки Ватикана, крайне редко покидающие Рим: Беллини, Караваджо, Рафаэль, Перуджино, Фра Анджелико, Веронезе и прочие. Всего 42 работы. Куратор — главный российский специалист по Ренессансу Аркадий Ипполитов. В основном здании в Лаврушинском — живопись и графика из собрания Приморской художественной галереи: от Рокотова, Тропинина и Кипренского до Шагала, Кончаловского и Фалька, здесь же — впервые за 100 лет собранный воедино величественный триптих академиста Михаила Скотти — "Подвиг Ивана Сусанина", "Минин и Пожарский" и "Архимандрит Дионисий (Зобниновский) вручает грамоту воину" (1850-1851), а также выставка, посвященная отношениям Льва Бакста с семьей Третьяковых.


Фото: Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых

Марке, Мальро и грузинский авангард Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

До 8 января можно успеть посмотреть ретроспективу Альбера Марке в Галерее искусства стран Европы и Америки: работы классика фовизма показаны в компании вещей его французских друзей — Дерена, Дюфи, а также русских художников, испытавших влияние Марке,— Мавриной, Лапшина, Ведерникова и других. Здесь же — "Багатели" Василия Кандинского, представляющая опыты великого абстракциониста на стекле. В главном здании — выставка "Искусство жить" об интерьере голландских домов эпохи расцвета бюргерства, а также выставка "Голоса воображаемого музея", посвященная общим структурам и сюжетам мировой истории искусства в концепции философа и политика Андре Мальро. Есть повод пройтись по залам постоянной экспозиции: между картинами Кранаха, Рембрандта и ван Дейка можно найти семь видеоработ Ирины Наховой, предлагающих новый способ отношения с классическими шедеврами ГМИИ. Видео оказывается способом не уйти от живописи, а наоборот — приблизиться к ней. Наконец, в Отделе личных коллекций — масштабная выставка грузинского авангарда: Пиросмани, Зданевич, Гудиашвили и множество менее известных имен, но главное — сама история Тифлиса, артистического центра первой трети ХХ века.


Фото: предоставлено Пресс-службой музея

Две биографии «Новый Манеж»

Самый масштабный из многочисленных проектов, приуроченных к юбилею автора "Мастера и Маргариты". По формулировке кураторов, экспозиция в Манеже представляет собой "невозможный музей" писателя, экспонаты которого получилось собрать со всего мира только на время выставки. Ее первая часть — сложенная из писем, постановлений и разнообразных артефактов история планомерного вытеснения Михаила Булгакова из советской театральной и киножизни и из официального советского искусства в целом. Вторая биография — более успешная. Это посмертная слава писателя и его текстов — как на родине, так и во всем мире.


Фото: Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина

Родченко, Эйзенштейн и битва за Москву Мультимедиа Арт Музей

В МАММ — две выставки, посвященные титанам русского авангарда. "Александр Родченко. Опыты для будущего" и "Сергей Эйзенштейн. Монтаж аттракционов" образуют очевидную пару. Герои много работали вместе, общались, двигались в одном направлении, и отдельные сюжеты переходят с этажа на этаж. Обе выставки — скорее не биография творца и не концептуальное осмысление его открытий и поисков, а панорама всего сделанного, ярмарка изобретательности. Здесь же — экспозиция "Битва за Москву", посвященная 75-летию одного из главных сражений Великой Отечественной. Бои и тыл, кинохроника и фотографии, анонимные кадры и работы важнейших советских мастеров — Александра Устинова, Аркадия Шайхета и пр.


Фото: Фонд Марджани

Соков, интерьеры и Азербайджан Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу

В Третьяковке на Крымском — ретроспектива Леонида Сокова под названием "Незабываемые встречи". Работы классика соц-арта встроены в основную экспозицию — залы с авангардом и соцреализмом — так, что творческий путь художника превращается в историю его отношений с русским искусством. Здесь же замечательная маленькая выставка "Сцены частной жизни. Интерьер в графике ХХ века" — комнатные рисунки Дейнеки, Верейского, Ведерникова и пр. И наконец, выставка "Созвездие Апшерона", представляющая до удивления несоветское искусство советского Азербайджана 60-80-х.


Фото: Song Dong / Pace Beijing

Свидетельства и арт-эксперимент Музей современного искусства «Гараж»

В "Гараже" по-прежнему можно увидеть "Свидетельства" — тройную выставку Франсиско Гойи, Сергея Эйзенштейна и классика американского нью-вейва Роберта Лонго, а также инсталляцию китайской художницы Инь Сючжэнь, представляющую собой огромную капсулу, вручную сшитую из старой одежды. 24 декабря здесь же отрывается традиционное зимнее развлечение — "Арт-эксперимент". В центре него на этот раз — знакомое всем строение, а именно — детская игровая площадка. Мы не привыкли относиться к детским площадкам всерьез — как к произведениям архитектуры, урбанистической мысли, представляющим определенную систему мира и отношений в городе. И швейцарский куратор Габриэла Буркхальтер планирует нас научить — ее проект путешествует по миру и меняет очертания от города к городу, вбирая в себя опыт детских площадок разных стран.


Фото: В.Ивлева

Тарковский, Барышников и новая коллекция Центр фотографии им. братьев Люмьер

Три зимние выставки центра Люмьеров единой истории скорее не образуют, однако две из них посвящены прославившимся на Западе русским. "По следам "Жертвоприношения"" — проект фотографа Виктории Ивлевой и журналистки Уллы Тилгрен. Они отправились на шведский остров Готланд и нашли местных жителей, участвовавших 30 лет назад в съемках последнего фильма Андрея Тарковского и с тех пор не имевших никакого отношения ни к кинематографу, ни к русской культуре. Вторая выставка, "Михаил Барышников. Метафизика тела", представляет работы Роберта Уитмена: фотограф встречался с танцором пять раз в течение 20 лет — получилось пять серий, сделанных в разных жанрах (от репетиций до фэшн-съемок), и одновременно — развивающаяся история отношений. Третья выставка — "Elena's Collection" — это просто одна большая частная коллекция: Аведон, Эрвитт, Лейбовиц и другие знаменитости представлены в основном эротическими снимками.


Фото: Герхард Рихтер 2016

Рихтер и Шолом-Алейхем Еврейский музей и центр толерантности

В Еврейском музее — выставка Герхарда Рихтера "Абстракция и образ". Звезда немецкого современного искусства и самый высокооплачиваемый художник в мире, Рихтер свел в своем творчестве главные линии и находки послевоенного искусства — абстрактный экспрессионизм и поп-арт, Кляйна и Бойса. На московской выставке представлены в основном его работы последних десятилетий, в центре ее — инсталляция "Биркенау", в которой абстрактная живопись Рихтера наслаивается на фотографии из концлагеря. Здесь же и менее радикальная выставка "Шолом-Алейхем. Писатель и его герои в искусстве, театре и кино", посвященная наследию и судьбе произведений знаменитого прозаика.


Белютин, Шварцман и удел человеческий Московский музей современного искусства

В ММСИ на Петровке — две выставки, связанные с историей советского андерграунда. Первая посвящена студии "Новая реальность" Элия Белютина, разрабатывавшей оттепельную версию своего рода официального авангарда и ставшей главной жертвой хрущевского разгрома Манежной выставки 1962 года. Вторая — "Вертограды Михаила Шварцмана", приуроченная к 90-летию главного эзотерика позднесоветского неофициального искусства. Знаменитые мистические иературы Шварцмана здесь вступают в диалог с работами современных художников и, наоборот, с разного рода старинными артефактами. В здании в Ермолаевском — "Не кажется ли тебе, что пришло время любви?", вторая часть долгоиграющего кураторского проекта Виктора Мизиано "Удел человеческий". Предмет исследования — любовь во всех ее проявлениях и аспектах. Работы — в основном видеоарт. Среди художников — Энди Уорхол, Софи Калль, Йонас Мекас, Борис Михайлов и др.


Оттепель и московские дворцы Музей Москвы

Главный зимний проект Музея Москвы — "Московская оттепель. 1953-1968". Выставка объединяет все ключевые элементы эпохи: научные лаборатории и поэтические вечера в Политехническом, архитектурный модернизм и переиздания авторов Серебряного века, покорение космоса и новая мода, официальное и неофициальное искусство (поздние Пименов и Лабас, ранние Злотников и Рогинский), фильмы Козинцева, Калатозова, Хуциева, Тарковского, концерты музыкального авангарда и документальная кинохроника. Также все еще идут выставки об археологических находках Арктики и о московских дворцах XVIII века.


концерты

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

MusicAeterna и Теодор Курентзис Московская консерватория (Большой зал) 28 декабря, 22.30

Светлым аккордом в финале Года Прокофьева станет исполнение музыки к балету "Золушка" оркестром MusicAeterna под управлением дирижера Теодора Курентзиса. Концерт начнется в необычное для консерваторских традиций время — в 22.30, по задумке маэстро часы должны бить полночь не только в партитуре балета, но и в реальном времени. Для тех, кто не успеет приобрести билет на главное музыкальное событие уходящего года, телеканал "Культура" будет вести прямую трансляцию из Большого зала.


Фото: Алексей Куденко, Коммерсантъ

Хуан Диего Флорес Московская консерватория (Большой зал) 3 января, 19.00

Знаменитый тенор перуанского происхождения Хуан Диего Флорес прославился как исполнитель музыки Джоаккино Россини и его современников, мастерски владеющий искусством бельканто. У итальянцев даже есть особый термин для определения голоса, обладателем которого является Флорес,— tenore di grazia ("изящный тенор"). В его новогодней программе без Россини, конечно же, не обошлось. Кроме того, в рамках вокального реситаля Флорес исполнит произведения Леонкавалло, Глюка, Доницетти, Массне и Гуно.


«История Рождества» Генриха Шютца Кафедральный собор святых Петра и Павла 25 декабря, 19.00

Рождественская оратория одного из самых значительных композиторов раннего барокко Генриха Шютца была опубликована в 1664 году. Оратория стала своего рода "приквелом" к трем написанным сразу вслед за нею "Страстям" — по Матфею, по Луке и по Иоанну. Описываемые в оратории события включают в себя не только рассказ евангелиста о приходе Марии и Иосифа из Назарета в Вифлеем, о младенце Христе, лежащем в яслях, о явлении ангела пастухам, но и о явлении ангела Иосифу и об избиении младенцев по приказу Ирода. Масштабная музыкальная композиция прозвучит под сводами католического собора в исполнении ансамбля ренессансных и барочных духовых инструментов Alta Capella под управлением Ивана Великанова при участии солистов вокального ансамбля Intrada.


Вся лента