ЮКОСу не хотят платить суверенитетом
Конституционный суд призвали отказать бывшим акционерам
Конституционный суд (КС) вчера провел слушания по делу о выплате €1,9 млрд экс-акционерам ЮКОСа, которые председательствующий Валерий Зорькин назвал "специфической процедурой". Минюст и приглашенные КС участники процесса не имели права обмениваться вопросами, а поддержавшие ведомство юристы активно ссылались на общественное мнение, принципы "социального государства" и дефицит бюджета. Полпред правительства Михаил Барщевский предложил запретить ЕСПЧ "рассматривать дела, которые были предметом рассмотрения национальных конституционных судов", чтобы Россия не оказалась "территорией суверенного государства под названием Европа". "Столь низкий уровень аргументации очень скоро может стать частью российского права",— считают эксперты.
КС вчера попытался компенсировать "специфическую", по словам его председателя Валерия Зорькина, процедуру и "иные акценты" дела об исполнении решения ЕСПЧ, в котором отсутствует оппонирующая заявителю сторона, "принявшая и подписавшая оспоренный правовой акт", из-за чего судебные слушания перестают быть "местом для дискуссий". В подтверждение этому заседание проигнорировала новый полпред Госдумы в КС единоросс Татьяна Касаева и представитель ЮКОСа в ЕСПЧ британский адвокат Пирс Гарднер.
По словам господина Зорькина, Пирс Гарднер "сетовал, что не может задать вопросы" (по регламенту КС это право предоставлено только судьям и сторонам по делу), однако "приехать на заседание и выступить с трибуны ему ничто не мешало". "Я обращаюсь к нему через интернет: он может прийти сюда, пока не поздно",— заявил председатель КС. Он также отметил, что "не считает необходимым" приглашать выступивших с меморандумом "друзей суда" — европейских экспертов Константина Дегтярева и Максима Тимофеева (специалиста из Литвы, которая ввела санкции в отношении судей КС из-за решения по Крыму, Валерий Зорькин в течение процесса подчеркнуто называл не господином, а госпожой Тимофеевой). "Они публично заявили, что сомневаются в открытости суда" и к тому же "свободно могут находиться в России, в отличие от наших судей, которые не могут поехать на Всемирную конференцию конституционных судов", не сдержался председатель. Напомним, на прошлой неделе он уже жаловался Владимиру Путину на закрытую для судей КС границу Литвы.
Компенсация издержек процесса между тем заключалась в приобщении КС к материалам дела всех поступивших отзывов (в том числе тех, которые КС не запрашивал), а также в чтении вслух послания Пирса Гарднера, который призвал отклонить ряд пунктов запроса Минюста "как недопустимых", а сам запрос оставить без рассмотрения. При этом он напомнил, что РФ даже не погасила понесенные заявителями судебные издержки. Уполномоченный РФ при ЕСПЧ замминистра юстиции Георгий Матюшкин поспешил заявить, что правительство РФ не считает господина Гарднера надлежащим представителем ЮКОСа, но КС, пригласив его на заседание, продемонстрировал противоположную оценку.
Суть запроса Минюста о несоответствии выводов ЕСПЧ о выплате ЮКОСу толкованию Конституции в ряде прежних решений КС "Ъ" уже подробно анализировал. Вчера замминистра юстиции и поддержавшие его представители президента, Совета федерации и Генпрокуратуры настаивали на "несоответствии экстраординарной выплаты принципам социального государства, равенства и справедливости" и опасности перераспределения кризисного бюджета. На вопрос "Ъ", почему никто из них даже не вспомнил про отказное определение КС по жалобе ЮКОСа, в котором сформулированы не укладывающиеся в концепцию Минюста правовые позиции о "недобросовестных плательщиках", Георгий Матюшкин заявил, что "не хочет это комментировать".
Самым радикальным вчера оказалось выступление полпреда Белого дома в высших судах Михаила Барщевского. Процитировав "еврейский анекдот", он предложил не платить "никому и ничего". "Если мы исполним решение ЕСПЧ, то признаем, что наша Конституция не является Основным законом и значит — мы не суверенная страна",— заявил он. По мнению полпреда правительства, "в статут ЕСПЧ надо добавить", что он "в принципе не может рассматривать дела, которые были предметом рассмотрения национальных конституционных судов". "Если КС принял решение по данному делу, это уже вне юрисдикции ЕСПЧ, иначе мы окажемся территорией суверенного государства под названием Европа",— указал вектор развития международных отношений господин Барщевский.
В поддержку решения ЕСПЧ выступили вчера лишь представитель президентского Совета по правам человека (СПЧ), профессор Высшей школы экономики Илья Шаблинский и руководитель судебной практики Института права и публичной политики Григорий Вайпан. Господин Шаблинский доказывал, что "нарушение конвенционных прав ЮКОСа, установленное ЕСПЧ, не является следствием толкования, данного КС, а вытекает из актов арбитражных судов, которые не оценили вытекающий из ст. 57 Конституции запрет на придание обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков". Именно арбитражные суды, а не КС, применили задним числом толкование Налогового кодекса к делу ЮКОСа, настаивал член СПЧ. Господин Вайпан объяснял судьям КС, что Минюст неправильно понимает статус акционеров ЮКОСа и превратно интерпретирует Конституцию, а КС, в отличие от ЕСПЧ, конкретное дело ЮКОСа не рассматривал.
В поддержку Минюста, однако, выступил СПбГУ, заключение которого включено в материалы дела за подписью не являющейся юристом главы университетского центра экспертиз Ларисы Цветковой, профессора кафедры социальной психологии. Возможно, поэтому акценты в alma mater президента и премьера сделаны на не имеющих отношения к праву данных некоего социологического опроса о негативном отношении общественности к "экстраординарной выплате" и выводе, что она подорвет конституционный принцип "социального государства". Представлявшая вчера документ член Высшей квалификационной коллегии судей Наталья Шевелева фактически повторила опубликованную накануне процесса статью (см. "Ъ" от 15 декабря) присутствовавшего в зале КС бывшего судьи ЕСПЧ от РФ по делу ЮКОСа доцента СПбГУ Андрея Бушева. При этом под руководством самой госпожи Шевелевой — заведующей кафедрой государственного и административного права — в СПбГУ преподают двое судей КС. "В приличной юрисдикции это означало бы либо отвод судей КС, либо невозможность привлечения СПбГУ к экспертному участию в деле",— сказал "Ъ" неоднократно представлявший россиян в ЕСПЧ юридический директор "Мемориала" Кирилл Коротеев. По его мнению, то, что услышал КС от российских властей и завкафедрой СПбГУ,— "лицемерие и демагогия, а также сознательное искажение фактов, положений конвенции и норм международного права". "Проблема не в том, что проигравшие в ЕСПЧ представители РФ машут кулаками после драки в КС, а в том, что такой низкий уровень аргументации очень скоро может стать частью российского права",— отметил он.