ОСК обменяла валютный кредит Сбербанка на ВТБ
Корпорация снизила кредитную нагрузку на свою финскую верфь
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) открыла две кредитных линии в банке ВТБ на общую сумму €435 млн, или 2,5 млрд рублей. Деньги будут направлены на счета хельсинской верфи Arctech Helsinki Shipyard, на которой размещены заказы на пять кораблей ледового класса. Финская верфь на 100% принадлежит ОСК, в отношении которой Минфин США ввел санкции, а потому она не может привлечь средства в европейских финансовых институтах и вынуждена получать кредиты в российских банках через свою материнскую структуру. В конце 2014 года верфь генерировала убыток в €60 млн, сегодня ОСК не раскрывает финансовое состояние завода.
ОСК рефинансирует кредит Сбербанка для финской верфи Arctech Helsinki Shipyard. Кредитные линии ВТБ под 4,5% годовых помогут финской верфи снизить кредитную нагрузку: заемные средства необходимы для рефинансирования кредитов Сбербанка, полученных по более высокой ставке.
Финская верфь Arctech Helsinki Shipyard была на паритетных началах основана ОСК и STX Finland Oy (входила в европейские активы южнокорейского судостроительного гиганта STX) 1 апреля 2011 года. В конце 2014 года верфь полностью перешла под контроль ОСК. В первые три года работы верфь успела построить два ледокола-снабженца проекта Р70201 (суда "Витус Беринг" и "Алексей Чириков") для работы на месторождении Аркутун-Даги в рамках проекта "Сахалин-1". Суда снабжения необходимы для обеспечения круглогодичной работы нефтедобывающих платформ, могут использоваться для перевозки грузов, ликвидации пожаров и разливов нефти. Также завод построил три косых ледокола для разных заказчиков.
Вице-президент ОСК Евгений Загородний пояснил, что кредиты были получены на строительство судов для проектов "Сахалин-2" и "Ямал-СПГ". В проекте договора между корпорацией и банком говорится, что первое кредитное соглашение с лимитом в €345 млн касается строительства четырех судов ледового класса Р-71014 для проекта "Сахалин-2" на Дальнем Востоке. Суда строятся по заказу "Совкомфлота", они будут на 20 лет переданы в эксплуатацию оператору проекта "Сахалин-2" — компании "Сахалин Энерджи", в капитал которой входят "Газпром" (50% плюс одна акция), Shell (27,5% минус одна акция), японские Mitsui (12,5%) и Mitsubishi (10%). Головное судно серии, "Геннадий Невельской", и два серийных, "Степан Макаров" и "Федор Ушаков", находятся в процессе строительства. Четвертое судно, "Михаил Лазарев", еще не заложено. Кредит должен быть погашен в июне 2018 года.
Второй кредит ограничен суммой €90 млн, его верфь имеет право направить на строительство танкера-газовоза для "Ямал СПГ", дочерней структуры НОВАТЭК. Также деньги по этой линии могут быть использованы при постройке судов для "Совкомфлота". Свои обязательства по этому кредиту ОСК должна будет выполнить до декабря 2018 года.
Как пояснили "Ъ" собеседники в судостроительной отрасли Петербурга, в условиях геополитической напряженности верфи Arctech Helsinki Shipyard сложно получить кредит в европейских банках: санкции на ОСК были наложены Минфином США еще в 2014 году, и западные финансовые институты не выделяют финансирование стопроцентной дочке российской корпорации.
В случае, если финны не смогут достроить корабли в срок и не смогут расплатиться по кредитам, отвечать перед ВТБ будут "Западный центр судостроения", "Северный центр судостроения и судоремонта" и "Балтийский завод — Судостроение" (БЗС). Первые две структуры являются промежуточными юридическими лицам между материнской ОСК и дочерними судостроительными заводами. БЗС выполняет заказы "Росатома" по постройке атомных ледоколов. К концу года БЗС будет присоединен к Балтийскому заводу, который до подписания мирового соглашения с кредиторами в конце прошлого года проходил процедуру банкротства.