Смольный выбирает между двумя маршрутами
Конкурс на поиск концессионера для линии легкого рельсового транспорта будет объявлен летом 2017 года
Правительство Петербурга планирует летом 2017 года объявить конкурс на поиск концессионера на строительство одной из двух линий легкого рельсового транспорта (ЛРТ): либо линии станция метро "Купчино" — пос. Шушары — Славянка стоимостью 22,4 млрд рублей, либо линии станция метро "Южная" — Колпино за 13,5 млрд рублей. Окончательно с тем, какую из веток будут строить первоначально, Смольный определится в феврале 2017 года на межведомственной комиссии. Также городские власти к этому времени просчитают финансовую модель строек, чтобы понять процентное соотношение затрат города и инвестора. Эксперты отмечают, что схема реализации проектов должна опираться не на число перевезенных пассажиров, а на пробег, то есть фиксированное в рамках конкретной модели количество пассажиро-километров.
Ирина Бабюк, председатель комитета по инвестициям Петербурга в рамках заседания Совета по инвестициям при губернаторе Петербурга сообщила, что город определился с двумя линиями ЛРТ, которые в ближайшее время будут реализовываться с привлечением инвесторов на основе концессионного соглашения. Первая линия — от станции метро "Купчино" до поселка Шушары и далее к поселку Славянка длиной около 20 км и стоимостью 22,4 млрд рублей — домчит пассажиров от одной до другой крайней точки за 27 минут. ЛРТ улучшит транспортную доступность территории, где сейчас проживает около 105 тыс. человек, к 2030 году численность населения здесь превысит 320 тыс. человек. При этом, по словам госпожи Бабюк, проектом предусмотрена техническая возможность расширения трамвайной сети до КВЦ "Экспофорум" и в перспективе до города-спутника "Южный".
Вторая линия скоростного трамвая стоимостью 13,5 млрд рублей пройдет от станция метро "Южная" в Шушарах до Софийской улицы, далее до Колпинского шоссе и потом через незастроенные участки до пересечения улиц Пролетарской, Танкистов и Заводского проспекта в Колпино.
Ирина Бабюк подчеркнула, что уже готовы предпроектные работы по обоим маршрутам, а также просчитаны капитальные затраты (стоимость учитывает строительство выделенных линий, трамвайных путепроводов, мостовых переходов, депо, конечных станций, остановочных пунктов, а также приобретение и эксплуатацию низкопольного подвижного состава).
К середине февраля 2017 года комитет по инвестициям разработает и вынесет на обсуждение межведомственной комиссии финансовую модель по данным проектам, а также определится по доле участия в ней города. После этого Смольный будет готовить конкурсную документацию и объявлять конкурс на поиск концессионера. Это произойдет ближе к лету 2017 года, подчеркнула Ирина Бабюк.
"Важно оптимизировать планы строительства ЛРТ и "Аэроэкспресса". Мы будем уточнять, какую из двух веток начнем строить в первую очередь. Возможно, это будет линия Купчино — Шушары (стоимость этого участка составит 9,4 млрд рублей. — "Ъ") как наиболее экономически целесообразная и быстрореализуемая", — прокомментировала председатель комитета по инвестициям. Она добавила, что строительство линии начнется не ранее 2018 года.
По данным "Ъ", интерес к обеим новым веткам ЛРТ в Колпино и Славянку проявляет группа ЛСР, которая уже участвует в реализации концессии по реконструкции трамвайных путей в Красногвардейском районе Петербурга, а также вышла с инвестиционным предложением по строительству ветки ЛРТ до Всеволожска.
"Конкурс будет формальным, на самом деле вряд ли желающих построить эти объекты будет много. А ЛСР — это одна из компаний, которая в подобных проектах заинтересована", — отметил один из собеседников "Ъ", знакомый с ситуацией.
Между тем Ирина Бабюк заявила, что на проекты ЛРТ найдется много желающих и она не боится, что город объявит конкурс, а на него не придет ни одна компания. Еще летом в рамках ПМЭФ банк ВТБ подписал соглашение со Смольным о намерениях инвестировать 20 млрд рублей в строительство двух линий ЛРТ по маршрутам от станции метро "Кировский завод" до "Балтийской жемчужины" и от станции метро "Южная" в Красное Село, тем самым продемонстрировав свой интерес к подобным проектам.
По мнению Владимира Валдина, эксперта МОО "Город и транспорт", концессионная схема по строительству объектов транспорта в России пока не обкатана и имеет много подводных камней. "Город, с одной стороны, получает новую инфраструктуру по какой-то фиксированной цене, а вот как за нее расплачиваться и какие пойдут изменения финансовых потоков — не совсем понятно. Сейчас в концессии закладывается схема оплаты общественного транспорта от количества пассажиров, но правильнее — от пробега, то есть от предоставления городу какого-то фиксированного в рамках модели количества пассажиро-километров", — заключил эксперт.
Он считает, что две обсуждаемые ветки ЛРТ в Колпино и в Славянку очень нужны, так как в этих локациях плохая транспортная доступность. Но в первую очередь ЛРТ лучше строить в Славянку, где "возвели огромный район, но общественный транспорт не предусмотрен вообще". Что касается проекта ЛРТ в Колпино, то эксперта смущает сам маршрут, который собираются пустить посреди незастроенных территорий, что не отвечает принципу ЛРТ, который должен собирать пассажиров среди жилой застройки.