В ноябре домохозяйства тратили еще меньше
Мониторинг / частный спрос
В ноябре доходы домохозяйств в годовом выражении снизились на 5,6%, а с начала года — на 5,8% (за счет сокращения доходов от предпринимательства и государственных выплат). Таким образом, октябрьский провал в динамике реальных потребления и доходов (до минус 5,9% с минус 1,5% в сентябре) продолжился даже на фоне всплеска роста зарплат в годовом выражении (см. "Ъ" от 21 ноября).
В сравнении со среднемесячными показателями 2013 года реальные доходы с учетом сезонности в ноябре 2016 года продолжали падение, начавшееся в ноябре 2014 года. В то же время Росстат снизил октябрьскую оценку средней номинальной зарплаты на 451 руб. (до 35,7 тыс. руб.) — это сократило ее годовой рост в октябре до скромных 0,4%, обеспечив всплеск в ноябре на 1,7% (0,5% за 11 месяцев 2016 года). Снижение оценок Росстата не удивляет: бурного роста зарплат ожидать не приходится. Хотя растущие сырьевые и инвестиционные отрасли промышленности (см. "Ъ" от 16 декабря) испытывают нехватку квалифицированных кадров, на фоне экономической неопределенности занятость в них не растет, что и компенсируется увеличением зарплат. Также поддержку динамике заработной платы оказывают банки и часть сектора услуг. При этом безработица в ноябре осталась на уровне октября — 4,1 млн человек, или 5,4% экономически активного населения, оценивает статистическое ведомство.
Несмотря на то что показатель реальных зарплат предпринял очередную попытку роста, поддержки розничному потреблению на фоне всплеска сбережений и кредитования граждан (см. "Ъ" от 13 декабря) это не оказало. Оборот розницы в ноябре снизился в годовом выражении на 4,1% и на 5,1% за 11 месяцев 2016 года. По сравнению со среднемесячными показателями 2013 года оценки Росстата с учетом сезонности в ноябре фиксируют устойчивое снижение частного потребления после резкой просадки в январе 2015 года.
В ноябре статистики обнаруживают просадку спроса как на непродовольственные товары, так и на продукты (см. график). В структуре оборота розницы доля потребления пищевых продуктов по сравнению с прошлогодними показателями сократилась до 48,2%, а непродовольственных товаров — выросла до 51,8% (в ноябре 2015 года — 48,5% и 51,5% соответственно).