«Работать над амбициозными проектами нужно было уже вчера»
Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев о развитии дорожной сети региона
В конце ноября 2016 года была введена в строй трехуровневая развязка в районе Джубги, которая должна разгрузить транспортные потоки в этом районе и снизить остроту ситуации с дорожными заторами на пути к морю. О стратегии развития дорожной сети Кубани, знаковых федеральных и краевых проектах, введении регионального аналога «Платона» и организации морского сообщения между Краснодарским краем и Крымом в интервью „Ъ-Кубань“ рассказал губернатор Краснодарского края ВЕНИАМИН КОНДРАТЬЕВ.
— В первую очередь хотелось бы провести «инвентаризацию дорожного хозяйства». Краснодарский край объявил о намерении реализовать несколько значимых проектов в области развития дорожной сети. О каких результатах можно говорить уже сегодня?
— Прежде всего — о введении в эксплуатацию трехуровневой развязки в районе Джубги. Этого объекта край ждал восемь лет. И не мне рассказывать, какая напряженная ситуация складывалась, особенно этим летом, на трассе по направлению к морю. Люди по четыре — пять часов стояли в пробках, историями об этих муках пестрит Интернет. Строительство развязки давалось непросто, были определенные сложности с подрядчиком, который зашел на объект и не справился. К счастью, был найден другой подрядчик — ОАО ДСК «Автобан». С ними и с госкомпанией «Автодор» мы буквально в ручном режиме достраивали объект, было приложено много усилий, чтобы не сорвать сроки, чтобы развязка была сдана до конца года.
Другой важный объект — завершение работ на въезде в станицу Елизаветинскую. Чтобы попасть в Краснодар с этой стороны, тоже нужно было стоять в многокилометровой пробке. После трех лет реконструкции этот вопрос решен. Сегодня здесь пять километров нового дорожного полотна, эстакада, шесть полос, пропускная способность — три тысячи автомобилей в час, почти в три раза больше, чем прежде.
Есть еще один знаковый объект — 15 километров дороги от станицы Нижегородской до поселка Мезмай, которые будут введены в эксплуатацию в ближайшее время. Знаковый, потому что сегодня один из приоритетов для Кубани — это развитие туристического потенциала всех муниципалитетов, а не только тех, что на побережье. Наш край обладает удивительной природой, нам есть что показать гостям помимо моря. Но, чтобы турист поехал, нужно создавать условия, транспортные прежде всего. Дорога в Апшеронском районе — один из таких примеров формирования доступности.
— В России сегодня сложилась непростая финансовая ситуация как на федеральном уровне, так и на региональном. Бюджеты, в том числе и Краснодарского края, верстаются, прежде всего исходя из требований обеспечения социальных обязательств, при этом финансирование инфраструктурных направлений либо сворачивается, либо сокращается. Как все это соотносится с планами региона по развитию транспортной системы?
— В настоящее время финансирование региональных автомобильных дорог Краснодарского края составляет около 30% от нормативного. И экономическая ситуация обстоит так, что по всем прогнозам в ближайшие пять — шесть лет вряд ли этот показатель изменится в большую сторону. Это реальность, в которой мы существуем сегодня. Но при этом есть другая объективная реальность, которую водители формулируют фразой: «Километража много — дорог мало». 2016 год в очередной раз наглядно продемонстрировал нам, что краю катастрофически не хватает транспортных артерий. Да, мы построили развязку в Джубге, но это локальное решение проблемы. М-4 «Дон» остается единственной дорогой, связывающей страну со всеми черноморскими курортами, включая крымские. Рост курса иностранной валюты, закрытые Турция и Египет — все это привело к взрывному росту внутреннего туризма. В итоге нагрузка на трассу возросла почти в десять раз. И, конечно, мы можем говорить о реконструкции, об увеличении полос и прочем, но по факту все это — точечное тушение пожара. Системным решением может быть только строительство новых автомобильных дорог. И это касается не только сочинского направления.
Не стоит забывать и о дорогах на Крым. До завершения строительства Керченского моста по меркам дорожного строительства осталось совсем немного времени. А когда мост будет открыт, нагрузка на транспортную сеть может увеличиться настолько, что пятичасовые пробки нам покажутся сказкой. Когда вся страна поедет, нельзя будет пенять на то, что «у нас денег не было». И по факту нам уже вчера нужно было подумать, как решать эти вопросы. На мой взгляд, здесь краю невозможно обойтись без поддержки федерации и без механизмов государственно-частного партнерства.
— Именно поэтому было принято решение передать часть региональной дороги по маршруту Краснодар — Славянск-на-Кубани — Темрюк — хутор Белый в федеральную собственность?
— Да, и мы рады, что наша инициатива была поддержана Министерством транспорта РФ. Это оптимальный маршрут: он на 50 километров короче и на один час быстрее, чем по федеральным дорогам через Абинск и Крымск. Сейчас он проходит по трем автомобильным дорогам регионального значения общей протяженностью более 170 километров. Я подчеркну: регионального значения — они по своим характеристикам недотягивают до того, чтобы по ним ехали миллионы.
Сегодня пиковая нагрузка на паромной переправе только легкового транспорта составляет до восьми тысяч автомобилей в сутки. Плюсом — около 600 большегрузных автомобилей. Пропускная способность маршрута от Славянска-на-Кубани до хутора Белого уже сейчас не соответствует существующей интенсивности движения. А с 2019 года интенсивность возрастет примерно в полтора-два раза. Кроме того, увеличится поток грузового транспорта, а вместе с ним — и физическая нагрузка на дорожное полотно. Для решения проблемы на перспективу в самое кратчайшее время необходимо приступать к реконструкции маршрута, включая расширение проезжей части автодорог как минимум до четырех полос, строительство путепроводов и транспортных развязок. Региональному бюджету с таким объемом не справиться.
— Отдельная тема в этом вопросе — строительство Дальнего Западного обхода Краснодара. В какой стадии находится этот проект?
— Мы должны объективно понимать, что если мы оставим все, как есть, то весь транзитный транспорт на Крым пойдет через Краснодар, который и так задыхается в пробках. Жизнь не стоит на месте. Изначально проект автодорожного кольца вокруг Краснодара подразумевал Ближний западный обход, но посмотрите: сегодня это уже улицы города, здесь уже есть полноценные микрорайоны, а через лет пять плотность застройки заметно увеличится. Новый обход города должен будет соединить пригороды между собой и разгрузить улично-дорожную сеть Краснодара. Проект уже разработан. Он подразумевает прокладку 37,5 км дороги с развязками и мостами. Ориентировочная цена составляет 21 млрд рублей.
— Из каких источников будет финансироваться проект?
— Мы рассчитываем на государственно-частное партнерство. Существует проект создания платной дороги на основе концессии, рассчитанной на 30 лет. Это время, в течение которого дорога будет построена и будет находиться в оперативном управлении инвестора. Через 30 лет объект передадут государству, и в последующем дорога может эксплуатироваться на бесплатной основе.
— Строительство транспортного перехода через Керченский пролив и реконструкция автодороги Новороссийск — Керчь включены в список приоритетных федеральных проектов. Что значат эти стройки для экономики края, принимают ли в них участие налоговые резиденты, зарегистрированные в регионе, и насколько велика их доля?
— Любое изменение дорожной сети, даже реконструкция, открывает возможности: новая, более удобная логистика для бизнеса, точки роста придорожного сервиса, более высокая привлекательность для туристов. В конце первой половины 2017 года завершится проектирование автодорожного обхода Анапы, в районе села Джигинка федеральные дорожники приступили к строительству современной транспортной развязки. Непосредственно на подъезде к мосту дорога Новороссийск — Керчь тоже будет реконструироваться. Мы рассчитываем, что все эти объекты подстегнут те или иные экономические процессы в муниципалитетах. Кроме того, сегодня к работе на этих объектах привлечено более 150 компаний Краснодарского края. А это соответственно и налоговые поступления в бюджет региона, и рабочие места для жителей Кубани.
— Если вернуться к дорогам, ведущим к Черноморскому побережью Кубани. Одна из альтернатив М-4 «Дон» — это дорога Майкоп — Туапсе. Как обстоят дела с проектом строительства платной дороги-дублера через Шаумянский перевал?
— Разговор о строительстве автодорожного тоннеля в районе Шаумянского перевала ведется уже больше 15 лет. В 2000 году была разработана проектная документация, начались строительные работы. Проект был реализован на 10%, однако с 2007 года из-за отсутствия финансирования строительство заморозили. Чтобы его разморозить, необходима разработка новой проектно-сметной документации. Сегодня у нас есть шанс воспользоваться тем, что было сделано почти десять лет назад: современные обследования объекта подтверждают его сохранность для возобновления строительных работ. Пока что стоимость проекта оценивается в 4,5 миллиарда рублей. Если не заниматься этим сейчас, сумма может значительно увеличиться, потому что придется уже не только документы приводить в соответствие, но и заново проводить все строительные работы. При этом важно понимать, что, говоря об этом объекте, мы также подразумеваем и создание платного участка дороги — только на таких условиях мы сможем найти инвестора.
Отмечу также, что дорога Майкоп — Туапсе — не единственная альтернатива М-4 «Дон». Еще одним вариантом может стать маршрут Черниговское — Дагомыс, который проходит в обход особо охраняемых территорий Кавказского государственного биосферного заповедника. Ориентировочная стоимость проекта в текущих ценах — почти 55 млрд рублей. Если такая дорога появится, автомобилисты смогут добираться до побережья на два — три часа быстрее.
Вы, наверное, знаете историю строительства моста через ущелье Чемитоквадже. Сегодня это одна из визитных карточек нашего побережья, автотуристы всегда немного сбрасывают скорость, когда едут по нему. Потому что едешь и любуешься, поражаешься видом и мощью инженерной мысли. А ведь эта идея родилась в конце 1980-х и тоже казалась слишком амбициозной, даже безумной. Но начали строить, а потом кризис — не только экономический, но и политический — 1990-е. Объект заморозили и вернулись к нему только через 10 лет. И достроили, сократив тем самым на три километра серпантин, и создали уникальный объект — самый высокий мост в России, который стал изюминкой Черноморского побережья Кубани.
Почему мы сегодня должны бояться подобных идей? Разумеется, в нынешнее время, когда все бюджеты затягивают пояса и, как говорится, не до жиру, планы о масштабном развитии транспортной системы могут показаться нереальными, слишком оторванными от жизни. Но именно жизнь диктует нам, указывает, что новые дороги краю необходимы. И поэтому начинать работать над такими проектами нужно было уже вчера. Кризис не будет вечным: экономика проседает, потом восстанавливается и идет дальше, выходя на новые показатели. Поэтому мы не имеем права не думать о перспективах, предлагать возможные пути развития и искать пути их реализации.
— Уже несколько законодательных органов регионов, в том числе и Кубани, предложили ввести аналог системы «Платон» для региональных и межмуниципальных дорог. Мотивируется это тем, что водители большегрузов избегают федеральных трасс, чтобы сэкономить, и в результате нагрузка на региональные и межмуниципальные дороги возросла. При этом регион пока не получал денег от «Платона», поскольку федеральный центр в первую очередь направляет средства на ремонт самых проблемных дорог страны. Таким образом, по сути благополучные регионы «дотируют» менее благополучные. Как вы относитесь к сложившейся ситуации, и есть ли у региона реальный механизм воздействия на федеральный центр для ее изменения?
— Средства, собранные системой «Платон», поступают в федеральный дорожный фонд и в той или иной форме идут на развитие автодорожной сети, в том числе и в виде субсидий регионам. В 2016 году край на условиях софинансирования получил более 130 млн рублей для реконструкции моста через реку Белую в Белореченском районе. Не берусь говорить, что это деньги «Платона», потому что по факту это деньги федерального дорожного фонда. Но при этом вполне допускаю, что какая-то часть данных средств могла быть получена как раз за счет этой системы. В любом случае я придерживаюсь мнения, что все деньги, собираемые «Платоном», должны быть целевыми и направляться исключительно на улучшение дорожной сети, на реконструкцию имеющихся объектов и строительство новых.
Что касается введения аналога системы «Платон» на региональном уровне, насколько мне известно, весной 2017 года этот вопрос будут рассматривать депутаты Государственной думы РФ. Но еще в прошлом году администрацией Краснодарского края был определен перечень автомобильных краевых дорог, на которых целесообразно вводить систему взимания платы с транспортных средств массой свыше 12 тонн. Более того, регион уже сегодня готов организовать апробацию этого механизма. Об этой инициативе край докладывал на заседаниях рабочей группы при Федеральном дорожном агентстве.
— Не так давно на федеральном уровне поднимался вопрос об организации морского сообщения между Крымом и Кубанью. Тогда вы говорили о том, что такие проекты могут состояться только при наличии заинтересованности бизнеса. По данным экспертов „Ъ-Кубань“, такого рода бизнес потребовал бы существенной модернизации портовой инфраструктуры Крыма и закупки современных экономически эффективных судов, что потребовало бы минимум 3 млрд руб. инвестиций. Как вы считаете, реальна ли в обозримой перспективе реализация подобных проектов?
— Проработка этого вопроса — это поручение Президента России. Сейчас эта тема активно обсуждается, рассматриваются разные варианты. К нам уже обращались регионы, в частности Ярославская и Самарская области, предлагая сотрудничество для реализации этого проекта. В одном случае речь идет о производстве новых судов для использования на морских линиях между Кубанью и Крымом, в другом — об отремонтированных пассажирских судах, уже бывших в употреблении. На мой взгляд, окончательное решение по данному вопросу может быть принято только после заключения компетентных специалистов в области туризма, экономического прогнозирования и ценообразования с точным и финансовым обоснованием.
При этом я уверен, что данный проект может подразумевать не просто пассажирские перевозки — это должно быть круизное сообщение, привлекательное для туристов. Чтобы, поднявшись на борт, отдыхающие смогли бы побывать в Сочи, Геленджике, Анапе, Феодосии, Судаке, Ялте, Севастополе, комфортно отдохнуть и увидеть множество достопримечательностей Черноморского побережья.