Приморский район притормозит
Из-за дефицита бюджета Смольный введет не все запланированные дороги к открытию "Лахта-центра"
По данным "Ъ", из-за дефицита бюджета Смольный не сможет построить все дороги, необходимые для транспортного обеспечения "Лахта-центра", ввод которого намечен на 2018 год. На эти цели с учетом обустройства транспортно-пересадочного узла "Лахта" и одноименной станции метро требуется 32 млрд рублей. Но в 2017-2018 годах из этой суммы запланировано выделение всего лишь 1,22 млрд рублей. При этом в КРТИ намерены получить деньги на часть объектов при традиционных корректировках бюджета. Между тем, по мнению экспертов, ранее запланированные дороги и развязки требуются не столько для ввода "Лахта-центра", который, хоть и усугубит и без того загруженные дороги этой локации, но критического влияния не окажет, сколько для всего активно застраиваемого Приморского района.
Объектов, которые нужны для транспортного обеспечения МФК "Лахта-центр", включая обустройство транспортно-пересадочного узла "Лахта" и возведение одноименной станции метро, в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Петербурга называют шесть. Общая стоимость их строительства и проектирования составляет 32,2 млрд рублей. В связи с дефицитом бюджета на 2017-2018 годы запланировано выделение только 1,22 млрд рублей. Этих денег хватит только на строительно-монтажные работы двух объектов из шести. К первому объекту относится небольшой кусочек магистрали М32 на участке от М49 до Приморского шоссе, включая начало реконструкции последнего стоимостью около 75,7 млн рублей. Ко второму объекту относится строительство Южной улицы до соединения с дорогой вдоль Лахтинского разлива за 980 млн рублей.
Не запланировано в ближайшие три года 3,5 млрд рублей на второй этап реконструкции Приморского шоссе и 3,6 млрд рублей на участок магистрали М32 от М49 до Приморского шоссе. Еще 873 млн рублей не заложено на возведение подземного пешеходного перехода к железнодорожной станции Лахта и перегона метро от "Новокрестовской" до МФК "Лахта-центр" стоимостью 23,1 млрд рублей. На эти объекты планируется выделение средств вообще только с 2020 года.
В КРТИ сообщили, что отправляли заявки в комитет финансов Петербурга на получение средств на эти объекты, но не все из них попали в проект бюджета города на 2017-й и плановый период 2018-2019 годов. Тем не менее по всем ним, кроме перегона от станции метро "Новокрестовская" до станции метро "Лахта" и подземного перехода, будут выделены средства на проектно-изыскательские работы. Кроме этого, КРТИ надеется получить деньги в рамках корректировки городского бюджета. "В частности, мы рассчитываем, что часть средств, необходимых на второй этап реконструкции Приморского шоссе и строительство магистрали М32 на участке от М49 до Приморского шоссе со строительством путепроводной развязки, будет выделена в рамках весенних поправок бюджета", — прокомментировали в КРТИ. Также ранее комитет отправлял просьбу софинансировать 3,5 млрд рублей, нужных на второй этап реконструкции Приморского шоссе, из федеральных средств. Но, по данным "Ъ", этих денег КРТИ не получит.
В ситуации дефицита бюджета Смольный рассчитывает построить часть дорог на принципах государственно-частного партнерства, но тогда они будут платными. Например, как ранее писал "Ъ" (см. "Ъ" от 29.09.2016), такой может стать трасса М49 стоимостью 7,8 млрд рублей. Дорога должна связать Приморское шоссе и западную часть Приморского района, в частности, квартал Юнтолово. По данным "Ъ", инвестиционный интерес к проекту проявляет ООО "Автодор Инвест" (входит в ГК "Автодор"). Реализация проекта может начаться лишь в 2018 году.
Впрочем, у руководства АО "МФК "Лахта-центр"" данная ситуация не вызывает обеспокоенности. В пресс-службе организации "Ъ" сообщили, что компания реализует проект исключительно в границах участка, принадлежащего АО "МФК "Лахта-центр"" на праве собственности. "В красных линиях этого участка дороги и внутриквартальные проезды будут построены за счет инвестора к моменту ввода в эксплуатацию всего комплекса", — отметили в пресс-службе. В компании добавили, что практически все магистрали и развязки, о которых идет речь выше, были включенные в городские программы по развитию дорожной инфраструктуры активно развивающейся Северо-Приморской части города задолго до решения о строительстве "Лахта-центра". Этот фактор также повлиял на размещение МФК в этой локации.
Алексей Ерков, главный экономист Института территориального развития, назвал транспортную ситуацию в Приморском районе Петербурга одной из самых сложных в городе, особенно в части выезда в Курортный район, куда ведет Приморское шоссе.
По его словам, все дороги, которые город планировал построить изначально, нужны для функционирования не "Лахта-центра", а всего Приморского района, плотность улично-дорожной сети которого отстает от масштабов жилищного строительства. По мнению эксперта, ввод "Лахта-центра" осложнит дорожную ситуацию в районе, но "никакого коллапса не будет".
По данным Colliers International в Санкт-Петербурге, общий объем строящегося жилья здесь составляет около 900 тыс. кв. м. "Наиболее близкими территориально и по дорожной инфраструктуре к "Лахта-центру" являются зоны Большой Невки — здесь строится преимущественно жилье бизнес-класса (Stokcholm и Riverside от Setl City, "Три ветра" от ЛСР, "Life-Приморский" от ГК "Пионер", "Дом у Елагина острова" от компании "Северный город") — и Юнтолово (проект "Юнтолово" от ООО "Главстрой-СПб"). До конца 2018 года в этих зонах может быть введено в эксплуатацию около 300 тыс. кв. м жилья", — рассказала Любава Пряникова, старший консультант департамента консалтинга компании Colliers International в Санкт-Петербурге. По ее словам, положительно повлиять на транспортную ситуацию в районе может окончание строительства ЗСД, при условии что не будут завышены цены на проезд. Другие необходимые объекты, например, пробивка Шуваловского проспекта от Камышовой до Планерной улицы и строительство автомобильной дороги в микрорайон Юнтолово запланированы на период 2019-2020 годов, но будут ли на них средства — неизвестно.