«Виктор Черномырдин» приводнился
Балтийский завод спустил на воду свой долгострой — ледокол ЛК-25
Ледокол ЛК-25 — первый заказ, полученный Балтийским заводом после перехода под контроль Объединенной судостроительной корпорации — спущен сегодня на воду. Из-за проблем с проектом за 4,5 года «Виктор Черномырдин» построен только на 50%, оставшуюся половину работ предприятие должно завершить за два года. Закончить проект в обещанные сроки будет непросто: за время строительства смета ЛК-25 раздулась с 7,9 млрд до 11 млрд рублей, и сегодня предприятию не хватает 2,5 млрд рублей на ледокол. В федеральном правительстве пока решили выделить только 1 млрд рублей.
Петербургский Балтийский завод, специализирующийся на строительстве ледокольного флота, сегодня спустил на воду дизель-электрический ледокол ЛК-25. Судно будет отправлено на достроечную набережную, на предприятии утверждают, что все работы на судне будут завершены к концу 2018 года. В это же время Балтийский завод планирует сдать головной атомный ледокол проекта 22220 «Арктика», спущенный на воду летом текущего года.
Несмотря на то, что «Виктора Черномырдина» спустили со стапеля позже «Арктики», строиться он начинал значительно раньше. Собеседники на предприятии называют ЛК-25 политическим проектом: его строительство началось весной 2012 года, сразу после того, как предприятие перешло под контроль Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Верфь надо было спасать от крупных долгов, унаследованных от эпохи миллиардера Сергея Пугачева, владевшего предприятием до краха своего Международного промышленного банка и отъезда за рубеж. На момент подписания контракта с «Росморпортом», заказчиком строительства, его стоимость оценивалась в 7,9 млрд рублей. Судно должно было перейти в ведение заказчика в октябре 2015 года.
Но на разных этапах строительства у завода возникали проблемы, помешавшие вовремя завершить работу над заказом. Уже в 2012 году в прессе появилась информация об ошибках, допущенных при проектировании ЛК-25. Якобы проектные решение, заложенные в технической документации, по окончании постройки привели бы к перегрузу судна на 2,5 тыс. тонн, что в конечном счете увеличило бы его осадку (глубинку погружения в воду, - «Ъ») на 0,7 метров и сделало бы невозможным его работу по назначению — ЛК-25 не смог бы ломать лед, соответственно, его строительство лишалось бы смысла.
Источник «Ъ» на Балтийском заводе считает, что главные просчеты были допущены при первоначальном выборе проектировщиков. «Это первый корабль на заводе, который строится по новой системе разработки технической документации. Классически сначала разрабатывается эскизный проект, потом технический проект, потом рабоче-конструкторская документация. Все это согласовывается с регистром и корабль строится. В строительстве ЛК-25 сначала разрабатывался технический проект, потом проектная документация судна в постройке (ПДСП), потом рабоче-конструкторская документация (РКД). ПДСП согласовывается регистром и просматривается заказчиком, причем последний принимает ее только после того, как она будет готова на 100%. Это отбросило нас в строительстве примерно на два года», — объяснил источник «Ъ».
В 2012 году предыдущее руководство завода приняло решение поручить разработку ПДСП Центральному конструкторскому бюро «Айсберг», которое тогда находилось в предбанкротном состоянии. РКД верфь собиралась разрабатывать самостоятельно, но, как говорит собеседник «Ъ» на предприятии, впоследствии стало очевидно, что завод не справится с проектированием, и РКД была передана ПКБ «Петробалт». ПДСП перешло к КБ «Вымпел», ранее работавшему над проектом ледоколов 21900М, один из которых — «Новороссийск» — был в понедельник передан заказчику Выборгским судостроительным заводом и высоко оценен «Росморпортом».
«В момент передачи документации почти 4 тыс. тонн железа стояло на стапеле, что повлекло за собой бесконечные переделки в металле, которые продолжались до спуска корабля», — объяснил «Ъ» собеседник на предприятии.
В конце 2014 года появилась еще одна проблема: взлетевший курс иностранных валют привел к подорожанию ледокола, в котором преобладают импортные комплектующие. «Получилось, что цена корабля 8 млрд рублей, а себестоимость 11 млрд рублей», — рассказал собеседник «Ъ» на Балтийском заводе.
Собеседники в ОСК утверждают, что на достройку ЛК-25 не хватает 2,5 млрд рублей. По их словам, сегодня в федеральном правительстве принято решение о дофинансировании проекта — из бюджета заводу будет выделен 1 млрд рублей. Однако на сегодня решение не оформлено юридически, к тому же неизвестны сроки, в которые предприятие получит деньги.
Генеральный директор завода Алексей Кадилов рассказал, что сегодня готовность «Виктора Черномырдина» составляет 50%.