Средне-Невский судостроительный завод добавит газа
Верфь может завершить недостроенные корпуса траулеров из Кировской области
Средне-Невский судостроительный завод может централизованно получить заказ на строительство трех рыболовных судов, работающих на сжиженном природном газе (СПГ). Для этого из Кировской области нужно будет перевезти три корпуса, не достроенных пять лет назад на Сосновском судостроительном заводе. Заказчик строительства не определен, и судостроители опасаются, что суда на специфическом для российских условий СПГ не будут востребованы судовладельцами. Впрочем, есть устное решение директора департамента судостроения Минпромторга Станислава Чуя, активно продвигающего проект.
Входящий в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) петербургский Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ), благодаря решению директора департамента судостроения Минпромторга Станислава Чуя, может получить свой заказ на строительство рыболовных судов. По целому ряду причин серия из трех кораблей, которые хотят видеть в федеральном министерстве, станет особенной.
Источники "Ъ" в отрасли подчеркивают, что решение находится на уровне устных договоренностей и документально пока не оформлено. Если идея господина Чуя будет воплощена, СНСЗ будет строить первые в России рыболовные суда, работающие на сжиженном природном газе.
Для производства будут использованы корпуса, не достроенные на Сосновском судостроительном заводе, расположенном в Кировской области. "Недостроенные суда хранятся на площадке завода уже примерно пять лет. Они не были достроены по причине банкротства исполнителя, арендовавшего площади у Сосновского завода", — рассказали в Росрыболовстве, не раскрывая названия компании-исполнителя. Как говорят в ведомстве, по поводу недостроя идут судебные разбирательства.
По данным "Ъ", речь идет о двух маломерных рефрижераторных судах проекта 1328 "Балтика" — эти суда строились с 1970-х годов и были крайне распространены: верфями России и Румынии было построено около 400 рыболовных траулеров. Еще один корабль не предназначался для рыбной ловли — его строили для органов рыбоохраны. Сегодня все три корпуса принадлежат Росрыболовству.
По замыслу чиновников Минпромторга, по достройке их оснастят двухтопливными двигателями, которые смогут работать и на дизельном топливе, и на СПГ. По данным "Ъ", в ОСК не в восторге от идеи федерального министерства. "Построить можно все что угодно. Вопрос в том, будут ли такие корабли пользоваться спросом у заказчиков. Рыболовы скептически относятся к перспективе покупать корабли, работающие на СПГ", — пояснил источник "Ъ" в отрасли.
Как ранее рассказывал "Ъ" (16.09.2016), скепсис судовладельцев связан со слабым развитием береговой заправочной инфраструктуры и спецификой работы рыболовных судов: в некоторых регионах заправка происходит в открытом море. В мировой же практике наибольшее распространение получили паромные суда на СПГ, курсирующие между двумя пунктами: определенность с точкой заправки позволяет достичь существенной экономии топлива.
Впрочем, как считают собеседники "Ъ", рыболовные суда на СПГ теоретически могут быть использованы в Балтийском бассейне, где рыболовы выходят на промысел на небольшие от берега расстояния на короткое время. Проблема отсутствия заказчика также может быть решена: недостроенные корпуса принадлежат Росрыболовству, распределяющему квоты на вылов рыбы между судовладельцами. Собеседники "Ъ" полагают, что ведомство в состоянии убедить рыболовов заказать корабли на двухтопливных двигателях.
Нерешенным остается вопрос выплаты компенсации Сосновскому судостроительному заводу. По информации "Ъ", представители предприятия просили компенсировать расходы, понесенные за время хранения корпусов. Вопрос способа доставки изделий из Кировской области в Петербург также еще не прорабатывался.
В ОСК и СНСЗ отказались от комментариев. В Минпромторге утверждают, что решение по передаче трех корпусов не принято — "в настоящее время уточняются и прорабатываются детали". Представители Сосновского судостроительного завода предложили "Ъ" задать вопросы собственнику корпусов: "Суда принадлежат Росрыболовству. Все вопросы к ним".
В Росрыболовстве вариант с передачей изделий СНСЗ назвали одним из возможных путей достройки корпусов. Для окончательного решения создана рабочая группа с участием представителей Росрыболовства, Минпромторга и судостроителей — она и определит судьбу рыболовных судов.