Коммунистов не взяли в дело
СК отказался искать фальсификации на выездном голосовании за депутатов Госдумы в Башкирии
Районные отделы Следственного комитета в Уфе отказали башкирским коммунистам в проведении проверки результатов голосования на выборах в Госдуму, прошедших в сентябре прошлого года. Коммунисты заподозрили фальсификации на более чем 60 городских участках, где было распространено выездное голосование. В Следственном комитете посчитали, что КПРФ не предоставила доказательств уголовно-наказуемого деяния, и обратились за проведением проверки в территориальные избирательные комиссии. Оттуда материалов не поступило.
Как стало известно „Ъ“, башкирский реском КПРФ получил отказ в возбуждении уголовного дела по факту фальсификаций на сентябрьских выборах в Госдуму. На заявление рескома, направленное в октябре в Орджоникидзевский следственный отдел СК поступил ответ о том, что оно не содержит «объективных и достаточных данных, указывающих на наличие признаков уголовно-наказуемых деяний, подследственных органам Следственного комитета РФ».
Заявление было направлено СК в территориальную избирательную комиссию с просьбой при «установлении данных, объективно подтверждающих фальсификацию избирательных документов, направить материалы для принятия процессуального решения» назад в комитет. «По сути, следствие перенаправило наше заявление для проверки тем, кого мы подозреваем в участии в фальсификациях»,— недоумевает представитель рескома Юрий Беляков. Аналогичным образом в ТИК перенаправил заявление коммунистов и Центральный межрайонный отдел СК. Из двух других отделов — Ленинского и Калининского — ответов не поступило, отметил господин Беляков.
В территориальных комиссиях, по всей видимости, проверку доводов коммунистов проводить не стали — из следственных отделов пришел ответ, что ТИК материалы им не направляли.
Связаться с представителями Орджоникидзевской и Кировской комиссий вчера не удалось — их городские телефоны не отвечали.
Напомним, что коммунисты направляли заявления в четыре городских отдела Следственного комитета (Центральный межрайонный, Ленинский, Калининский и Орджоникидзевский). Они требовали провести проверку, а при установлении нарушений возбудить уголовное дело по ст. 142.1 УК РФ («Фальсификация итогов голосования») в отношении членов 67 участковых избирательных комиссий Уфы. На этих участках было распространено выездное голосование, на каждом из которых число голосовавших было от 100 и больше. В Калининском районе партийцы насчитали 15 таких участков, в Кировском —14, в Октябрьском — шесть, в Советском — пять, в Демском — три, в Орджоникидзевском — 26. На некоторых участках, например в УИК №95, на выезде проголосовало даже больше, чем в помещении комиссии.
По мнению коммунистов, члены участковых комиссий физически не успели бы объехать за несколько часов такое число избирателей на дому. Руководство рескома просило СК поднять списки голосовавших, данные о выездном голосовании и опросить избирателей об их фактическом волеизъявлении, так как бюллетени могли быть произвольно вброшены в урны.
Старший помощник руководителя регионального управления СК Светлана Абрамова сообщила „Ъ“, что для оценки доводов заявителей не обязательна проверка. «Следователь, основываясь на опыте и полученных знаниях, в состоянии оценить признаки уголовно-наказуемого деяния, нарушений административного или гражданского законодательства»,— отметила она.
В рескоме заявили, что направили жалобы на действия районных следователей в региональный аппарат ведомства. При отрицательном ответе партия намерена обратиться в центральный аппарат СК.
«Решение направить заявление в ТИК действительно выглядит как отфутболивание, так как полномочий СК достаточно, чтобы провести элементарную проверку изложенных фактов,— отмечает электоральный юрист Антон Рудаков.— Конечно, действия следователей можно оспаривать в вышестоящих инстанциях и в прокуратуре. С другой стороны, коммунисты могли и сами лучше подготовиться и подкрепить заявление минимальными доказательствами, чтобы у СК не было формальных причин для отказа в проверке». «Не исключаю, что у сотрудников Следственного комитета просто недостаточно квалификации для проведения такой проверки. Не знают, с чего начать, поэтому не берутся за такие дела»,— предположил политтехнолог, юрист по избирательному праву Юрий Сидоров.