Бюджетное недоосвоение
Адресная инвестпрограмма Ленобласти за три квартала прошлого года выполнена лишь на треть
За девять месяцев прошлого года в Ленинградской области освоили треть бюджетных денег, выделенных на проектирование, строительство и реконструкцию объектов адресной инвестиционной программы (АИП). Так, из 12,4 млрд рублей было израсходовано всего лишь 32,4%, то есть около 4 млрд рублей. Основные причины неосвоения средств, по мнению областных чиновников, это невыполнение подрядными организациями обязательств по контрактам, а также срыв сроков проведения аукционов администрациями муниципальных образований. Юристы отмечают, что за неосвоение бюджетных средств штрафами могут поплатиться как чиновники, виновные в невыполнении показателей, так и подрядчики, нарушившие условия договора.
В прошлом году на адресную инвестиционную программу из средств областного бюджета было выделено 12,4 млрд рублей. Как следует из отчета областной Контрольно-счетной палаты (КСП), за девять месяцев 2016 года мероприятия по АИП исполнены на 32,4%, то есть на 4 млрд рублей (итоги за год пока не подведены). При этом по пяти из десяти госпрограмм в различных сферах экономики исполнение составило менее 20%. К примеру, мероприятия по развитию автодорог в регионе реализованы на 14%, а по семи объектам — вообще не исполнены. Ноль составили показатели по претворению планов в жизнь касательно более чем полусотни объектов в сфере развития сельского хозяйства (ФАПы, детские сады, распределительные газопроводы).
Для сравнения, в 2015 году на инвестпрограмму из областного бюджета было выделено 9 млрд рублей. При этом мероприятия были выполнены на 77,1%, то есть на 6,9 млрд рублей от плана. Исходя из данных КСП, уровень исполнения снизился практически на 10% по сравнению с 2013 годом, когда он равнялся 86,2% из запланированных к расходам 5,9 млрд рублей.
Практически половина средств по АИП приходится на комитет по строительству как одного из главных распорядителей. По данным самого ведомства, на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт социальных объектов в рамках АИП в 2016 году было выделено 5,77 млрд рублей. При этом, по информации КСП, в планах к освоению у комитета по строительству было 7,6 млрд рублей. Исходя из отчета аудиторов, после девяти месяцев прошлого года строительный комитет в качестве распорядителя освоил 42% выделенных средств. В то же время накануне в комитете "Ъ" сообщили уже о 95,3% освоенных средств. Получается, что за последние три месяца подразделение областной администрации выполнило больше половины от намеченного годового плана. Предоставить информацию по освоению бюджетных средств АИП в целом по истечении года в пресс-службе областного правительства не смогли.
Как рассказала старший юрист адвокатского бюро А2 Мария Понаморева, штрафы за неудовлетворительную работу предусмотрены законодательством в отношении как подрядчиков, так и чиновников.
"Если к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению объема выполняемых работ привело нарушение подрядчика, то в соответствии со статьей 7.32 КоАП может быть наложен штраф в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств бюджетной системы или стоимости услуг, объем которых был уменьшен", — разъяснила специалист. И это помимо предусмотренного 44-ФЗ расторжения договора при нарушении сроков выполнения работ. Кроме того, по словам юриста, для должностных лиц за нарушение порядка строительства и реконструкции объектов капитального строительства и ввода объектов в эксплуатацию, согласно статье 9.5 КоАП, следует административная ответственность в размере до 30 тыс. рублей.
"Ъ" поинтересовался у составителей отечественных рейтингов, где Ленобласть является постоянным фигурантом, учитывают ли они в своих исследованиях и опросах такой показатель, как степень освоения бюджетных средств по адресным инвестиционным программам.
Как рассказали в Агентстве стратегических инициатив (АСИ), составляющем "Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата", их выводы построены на опросах предпринимателей, "на том, что у них "болит"", а степень освоения бюджетных средств правительством Ленобласти их касается в меньшей степени. "Для предпринимателей важны лояльные условия ведения бизнеса и снижение бюрократических проволочек, а в этих вопросах регион старается не быть на последнем месте", — отметили в АСИ.
Политолог Евгений Минченко, участвующий в создании "Рейтинга политической выживаемости губернаторов", отметил, что подобный критерий у них в отдельный параметр не выделяется, а учитывается в целом при оценке экономической эффективности того или руководителя региона. При этом сама оценка основывается на опросе экспертов.