У архангельского флота разгулялся аппетит
на новые траулеры
Архангельский траловый флот (АТФ) может увеличить количество траулеров в заказанной на Выборгском судостроительном заводе серии с четырех до десяти. Опционное соглашение об этом заключено сторонами в начале недели. Обязательным условием является достаточный объем инвестиционных квот на вылов биоресурсов, которые АТФ получит на каждое построенное в России судно. Интрига разрешится весной, когда федеральное правительство опубликует регламентирующее этот механизм постановление. В этом случае верфь, входящая в ОСК, будет загружена заказами до начала 2021 года и получит около €383 млн.
Выборгский судостроительный завод (ВСЗ) близок к получению заказов, которые загрузят его до начала 2021 года. Этим заказом могут стать рыболовные суда для Архангельского тралового флота. В конце прошлого года заказчик заключил с верфью контракт на строительство четырех рыболовных траулеров по проекту ST-116XL, а в начале недели подписал с ВСЗ опционное соглашение на увеличение серии до 8-10 кораблей. Об этом "Ъ" рассказал генеральный директор ВСЗ Александр Соловьев. Кроме того, стороны решили изменить проект, переработав его в ST-118. Траулеры, строящиеся в Выборге, увеличатся с 80,4 до 86 м в длину, с 15,4 до 17 м в ширину и получат усиление корпуса до класса Arc4 (позволяет ходить в однолетних арктических льдах при толщине до 0,6 м в зимне-весеннюю навигацию).
Совладелец АТФ Дмитрий Озерский объяснил, что количество судов в серии будет увеличено в случае выделения правительством достаточного объема инвестиционных квот в расчете на судно. Доли квот будут перераспределены между рыбопромышленниками: одна и та же доля будет изъята из пользования каждой компании, после чего ее распределят между теми судовладельцами, которые инвестируют в строительство рыбодобывающих судов на российских верфях и рыбоперерабатывающих заводов. Предполагается, что постановление правительства о квотах выйдет в свет весной этого года, оно определит правила и количественные показатели перераспределения. Господин Озерский подчеркнул, что для увеличения количества судов в серии необходимо будет получить не менее 6 тыс. тонн инвестиционных квот трески и пикши в Северном бассейне или не менее 15 тыс. тонн минтая и селедки в Дальневосточном бассейне в расчете на каждое судно. Общая потребность крупнотоннажного траулера ST-118 в квотах по треске и пикше составит 15-20 тыс. тонн в год.
Изменение проекта увеличило стоимость одного судна на 10-15%, то есть теперь строительство одного серийного траулера без учета фабрики обойдется примерно в €42 млн при курсе европейской валюты в 70 рублей (курс на время подписания контракта). Однако, как рассказал Дмитрий Озерский, при увеличении серии до восьми или десяти траулеров, у верфи появится возможность получить скидку у поставщиков, которая снизит базовую стоимость судна на те же 10-15%. "Появляется возможность построить траулеры с улучшенными характеристиками примерно за те же деньги. Снижение цен на металл, двигатели, промысловое оборудование: практически все поставщики делают скидки при заказе на большую серию судов", — отметил он.
Весомым аргументом в пользу увеличения размеров проекта стала его универсальность — ST-118 сможет эффективно вести промысел не только в Северном бассейне, но и на Дальнем Востоке. "Нам надо думать и о стоимости судов по истечении пятнадцатилетнего периода, на который выделяются квоты. Универсальный проект позволит расширить число потенциальных покупателей этих судов и вариантов их использования. Также важно застраховаться на случай, если объемы вылова трески на севере несколько лет подряд будут существенно падать. В этом случае после переоборудования ST-118 можно будет использовать, к примеру, на промысле креветки в Северо-Восточной Атлантике, на Дальнем Востоке или в других районах промысла Мирового океана", — объяснил предприниматель.
Старший юрист корпоративной практики Rightmark Group Мария Смирнова объяснила, что по опционному договору одна из сторон имеет право требовать от второй стороны выполнения определенных действий в указанный в договоре срок. За это право сторона вносит плату при подписании опционного договора. "Если в указанный в договоре срок сторона не предъявит требование, опционный договор прекращается. Хотя договор может предусматривать, что требование считается заявленным при определенных условиях", — объяснила госпожа Смирнова.
Партнер адвокатского бюро "Юсланд" Максим Семеняко объяснил, что в отличие от твердого контракта в опционном соглашении исполнение обязательств "поставлено на паузу". "Заказчик вынужден оставить договор в подвешенном состоянии до того, как получит полную определенность с выделением правительством РФ инвестиционных льгот. Таким образом, судостроительная компания предоставляет опцион и находится в "ожидании", когда заказчик "активирует" его — потребует или нет исполнения другой стороной обязательств по договору в зависимости от складывающихся обстоятельств", — сказал господин Семеняко. Платой за ожидание, по словам юриста, становится опционная премия, выплаченная заказчиком. Так, если условия по инвестиционным квотам не удовлетворят требования АТФ, премия останется у завода.