Большим не обойтись без малых
Промышленная кооперация сократит расходы крупных предприятий и поддержит МСБ
Темпы развития субконтрактации в России все еще оставляют желать лучшего. Главные причины в том, что, с одной стороны, крупный производитель не знает о своих потенциальных поставщиках, которые работают с ним в одном регионе, с другой — в том, что малый бизнес не всегда может соответствовать требованиям, которые крупный заказчик предъявляет своему поставщику. По мнению Минэкономразвития РФ, обеспечить положительную динамику промышленной кооперации может создание информационных площадок и развитие кластеров.
МСБ — в деталях
К четвертому кварталу 2016 года в стране отмечена положительная динамика роста промышленного производства. По данным Росстата, промышленное производство в России в ноябре 2016 года выросло на 2,7% по сравнению с тем же месяцем 2015 года.
Рост промышленного производства стимулирует спрос на качественные отечественные комплектующие — узлы, детали, блоки. «Да, малый и средний бизнес не сможет производить комбайны или вертолеты, но он в состоянии выпускать любое изделие, имеющее отношение к этому производству. Например, мы изучали опыт Южной Кореи, где малый бизнес изготавливает множество деталей для автопрома»,— отмечает президент ТПП Ростовской области Николай Присяжнюк. По мнению эксперта, большому предприятию не выгодно выпускать массу различных простейших изделий, это удорожает производство и увеличивает амортизационные расходы. Если же необходимые детали для промышленного гиганта выпускают предприятия МСБ, это обходится в три-четыре раза дешевле. «Субконтрактинг (промышленный аутсорсинг) оптимизирует производство и сводит на нет необоснованные издержки. В большинстве случаев передача определенного блока своей работы менее крупному предприятию приносит выгоду: не нужно осваивать новые технологии и тратить деньги на дорогостоящее оборудование, а также организовывать дополнительные склады»,— поясняет Дмитрий Теплов, директор Краснокамского ремонтно-механического завода.
«Согласно закону глобальной экономики, на рынке остается тот, кто предлагает более высокое качество с минимальными затратами. И я не могу сейчас представить ни одного крупного предприятия, которое способно полностью обеспечить таким образом самостоятельное производство»,— добавляет советник президента ТПП Ростовской области по промышленной политике Юрий Погребщиков.
На юге России уже есть примеры эффективной промышленной кооперации крупных предприятий и МСБ. Так, представитель среднего бизнеса «Волжская кузница» (Волгоградская область) поставляет свою продукцию компании «Ростсельмаш», «Волгапромтранс» (Волгоградская область) наращивает поставки промышленной упаковки предприятию «Газпром химволокно», ООО «ТРАМИС-АРМ» (Ростовская область) производит комплектующие и запчасти для электровозов и тепловозов НЭВЗа. Но общий уровень развития промкооперации в регионах оставляет желать лучшего. Вице-президент ТПП Ростовской области Светлана Абдулазизова озвучила результаты исследования, проведенного торгово-промышленной палатой. Так, в Ростовской области доля промышленной кооперации крупного бизнеса и МСБ составляет не более 15%. «К сожалению, в России промышленная кооперация развита довольно слабо,— отмечает Алена Афанасьева, старший аналитик ГК Forex Club.— При этом для того, чтобы получить какой-либо видимый эффект, доля промышленной кооперации должна составлять не менее 45%. В рыночной экономике должны править законы спроса и предложения, однако до сих пор крупные предприятия „по старинке“ продолжают контактировать с иностранными компаниями или подрядчиками из других областей, имея под боком вполне эффективные альтернативы».
Выгодные знакомства
Эксперты отмечают, что региональные предприятия часто обращаются за пределы своего региона, чтобы заказать комплектующие для производства, оставляя без выгодных заказов местных производителей. В то время как промышленная кооперация всегда была очень актуальна именно для региональных экономик, уверен Дмитрий Теплов.
Так, по информации администрации Ростова-на-Дону, анализ закупок крупных компаний в рамках федерального закона №223 показывает, что ростовские предприятия обрабатывают только 43% заказов. Сами заказчики объясняют это тем, что у них нет информации об аналогичных производствах внутри региона или даже в собственном городе. В то время как развитие кооперации крупных промышленных предприятий и малого бизнеса дает возможность сохранять денежные средства в регионе, развивать экономику, создавать новые рабочие места. Дмитрий Теплов подчеркивает, что региональные представители МСБ, получая заказы, которые сегодня уходят «на сторону», смогут увеличить производство и снизить себестоимость продукции. «Если выстроить долгосрочные отношения с несколькими партнерами в формате субконтрактинга, можно производить самую разнообразную продукцию в ограниченные сроки»,— поясняет эксперт.
Директор департамента экономики Ростова-на-Дону Светлана Камбулова приводит конкретный пример: крупный ростовский производитель закупает фурнитуру в Нижегородской области, хотя аналогичную продукцию выпускает малое предприятие буквально под боком, в Аксайском районе. «Главная проблема — недостаток информации о существующем предложении со стороны малых предприятий и спросе со стороны крупных промышленников»,— поясняет Алена Афанасьева.— Государству необходимо вмешаться лишь на начальном этапе: создать консультационные пункты, биржи аутсорсинга, где поставщик сможет встретиться с заказчиком».
Так, в Ростове-на-Дону летом 2016 года создана интернет-площадка, на которой размещена информация о текущих заказах и о предприятиях, способных выполнить заказ в соответствии с указанными требованиями. Эффективным инструментом лоббирования интересов МСБ в регионах, по мнению экспертов, являются центры субконтрактации бизнеса. Сегодня в Национальное партнерство развития субконтрактации входят более 30 таких центров различных субъектов РФ. Стоит отметить, что центры не только помогают оставлять заказы в собственном регионе (при наличии необходимых производств), но и получать контракты из других территорий, если там нужных производителей нет. «Вхождение в партнерство дает нам возможность обмениваться информацией между центрами по России в системе онлайн и передавать заказы из других регионов нашим предприятиям»,— комментирует Светлана Абдулазизова.
Взаимные претензии
Еще один фактор, тормозящий развитие субконтрактации,— отсутствие конструктивного диалога между крупными предприятиями и МСБ. Так, крупные предприятия жалуются на качество продукции отечественных производителей из сектора МСБ. Например, производитель федерального значения «Ростсельмаш» предпочитает проверенных крупных отечественных или зарубежных поставщиков. Руководитель проекта дирекции материально-технического снабжения «Ростсельмаша» Олег Шевченко поясняет, что причина в несоответствии продукции МСБ требованиям качества промышленного гиганта. Стоит отметить, что соответствовать необходимо как минимум по сертификации ISO. Эксперты также говорят о плохом технологическом оснащении производства потенциальных партнеров, неотлаженности сервиса, отсутствии логистики, бессистемном ценообразовании.
Однако далеко не все отечественные производители не умеют делать продукцию, соответствующую высоким требованиям качества. Дмитрий Теплов называет в качестве одной из причин отсутствия контрактов от крупного бизнеса у регионального МСБ неотработанные процессы аудита. «Перед тем как заключить договор, заказчик обычно направляет делегацию для анализа системы менеджмента качества поставщика (чаще всего по стандартам ISO 9001 и ISO/TS 16949). Аудиторы проверяют состояние оборудования, стабильность производственных процессов, квалификацию персонала и т. п. Так вот у российских предприятий аудит пока еще плохо налажен. К тому же при штате порядка 6 тыс. человек процессами кооперации порой занимаются всего два-три сотрудника. Конечно, им сложно качественно изучить рынок, найти добросовестных подрядчиков и поставщиков»,— комментирует эксперт.
Таким образом, с одной стороны, МСБ должен модернизироваться, вводить на производстве систему менеджмента качества, а на это нужны деньги. С другой стороны, крупный бизнес должен развивать на предприятии службу аудита, помогать своим поставщикам-МСБ развивать логистику. Все это требует финансовых вложений.
Еще одна причина, по мнению руководителя промышленного коворкинга «Garaж» Владимира Колодкина,— атмосфера недоверия как малого бизнеса к крупному, так и наоборот, и все это в условиях всеобщего недоверия всех участников экономического процесса к судебной системе в стране. «Очевидно, что у малых предприятий нет уверенности в том, что они смогут защитить свои экономические интересы при работе с крупным бизнесом при возникновении спорных ситуаций. Для так называемых „гаражников“ это в большей степени риск — как финансовый, так и репутационный. Пока они не будут уверены в том, что смогут на равных работать в правовом поле с „гигантами“, промышленная кооперация будет у нас работать только в оборонке или из-под палки или пряника государства»,— поясняет эксперт.
Кластерная стратегия
По мнению экспертов, одним из действенных инструментов по развитию промышленной кооперации в регионах может стать кластерная политика. В какой-то степени кластеризация помогает решит и самый болезненный — финансовый вопрос. Участники кластера имеют право на госсубсидии и могут подать заявку на субсидирование своих проектов. В случае ее одобрения заявитель направляет сведения о понесенных затратах на реализацию проекта, которые компенсируются не более чем на 50% государством. В Минпромторге отмечают, что размер субсидий зависит в том числе от уровня кооперации участников промкластера.
«В последние годы правительство России стимулирует развитие кооперации внутри регионов с помощью поддержки региональных кластеров. Это позволяет объединять для выпуска конечной продукции системообразующее предприятие, подрядчиков, поставщиков, образовательные учреждения, научные и сервисные компании и т. п.»,— комментирует Дмитрий Теплов. По словам замминистра экономического развития Ростовской области Евгения Мамичева, для эффективного развития промкооперации в основе кластеров должны находиться крупные заводы, которые являются потенциальными заказчиками для малого и среднего бизнеса, а связующим звеном, отвечающим за технологические задачи, могут стать инжиниринговые компании.
Эксперты уверены, что развивать промышленную кооперацию не только выгодно, но и необходимо. И сейчас экономическая ситуация этому благоприятствует. «В условиях кризиса создаются прекрасные условия для того, чтобы генерировать товарные потоки внутри региона, одновременно привлекая внешние заказы»,— резюмирует Алена Афанасьева.