Правила игры
российских инвесторов в Иране изучает заместитель редактора отдела медиа и телекоммуникаций Владислав Новый
Спустя год после снятия санкций с Ирана отношения в области информационно-коммуникационных технологий с этой страной "заметно активизировались", рассказывают в Минкомсвязи РФ. Согласно сайту министерства, за 2015 год была лишь одна министерская встреча с иранскими коллегами, а в 2016 году — целых шесть. Ирану, в частности, предложили использовать мобильную платформу Sailfish, наработки в области электронного правительства, совместную дистрибуцию кино и сериалов, партнерство в космической связи. 18 января глава Минкомсвязи РФ Николай Никифоров на встрече с заместителем главы Мининформсвязи Ирана Мохаммадом Джахроми также рассказал о серверах на процессоре "Эльбрус", выразив готовность предоставить доступ и к этим технологиям.
Но, как выясняется, российскому бизнесу для экспансии в Иран нужно выполнить ряд условий. От интернет-компаний требуется создать совместное предприятие, где иранской стороне должно принадлежать более половины акций, а все персональные данные и контент придется хранить в дата-центрах в Иране, уточняют в Минкомсвязи. На встречах с софтверными компаниями из РФ Иран также поднимает вопрос передачи знаний и наличия локального представительства. "У иранской стороны есть очень серьезный интерес именно к технологиям, а не просто к покупке оборудования или ПО, они даже готовы инвестировать людей и, возможно, средства в совместную разработку, но хотят при этом иметь контроль над продуктом. А такой подход требует детальной проработки с точки зрения защиты прав интеллектуальной собственности и ноу-хау",— рассказывает представитель петербургского НТЦ "Протей", презентовавший в Иране платформу по анализу интернет-трафика и решения для виртуальных сотовых операторов. Тем не менее российские интернет-компании прорабатывают возможные модели присутствия в Иране. В этой стране российским бизнесменам есть за что побороться: на ближайшую пятилетку там запланировано $30 млрд инвестиций в инфокоммуникационные технологии, рассказывает заместитель гендиректора Postgres Professional Иван Панченко.
Помимо протекционистских мер новичков на рынке Ирана ждут и другие риски. С ними уже столкнулся "Ростелеком", которому несколько лет назад перестала платить за услуги иранская госкомпания Telecommunication Infrastructure Company. Некоторые сложности с взаиморасчетами есть и у "Вымпелкома", признает представитель оператора Анна Айбашева. В Иране "Вымпелком" сотрудничает с местными операторами MCI, MTN Irancell и RighTel, других деталей в компании не уточняют. Дело в том, что в стране сохраняются сложности с безналичным переводом денег в другие государства, поэтому основная проблема в том, как получать с иранцев деньги - во всех смыслах.