Автозавод Nissan выехал на кроссоверах

Предприятие нарастило производство, несмотря на общее падение продаж марки в России

Автомобильный завод Nissan на севере Петербурга второй год подряд наращивает объемы производства. Несмотря на падение продаж марки почти на четверть, в 2016 году рост производства оказался даже существеннее, чем год назад — 8% против 6,8% по итогам 2015 года. Наращивать сборку предприятию помогает грамотно выбранная стратегия: завод сконцентрировался на популярных в России кроссоверах, около года назад отказавшись от бизнес-седана Teana, представленного в конкурентном сегменте рынка. Впрочем, перестройка производственных процессов и масштабная модернизация стоили заводу существенных убытков в 12 млрд рублей, понесенных в 2015 году.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Автомобильный завод Nissan в Петербурге наращивает выпуск автомобилей второй год подряд, следует из опубликованного вчера сообщения компании. За 2016 год предприятие выпустило 36 464 автомобилей, что на 8% больше, чем в 2015 году. Год назад завод отчитался о росте на 6,8% — тогда с конвейера производственной площадки в Каменке сошло 31 607 автомобилей.

Тем временем продажи автомобилей марки неуклонно падают как в Петербурге, так и в целом по России. Так, по данным аналитического агентства "Auto-Dealer-СПб", за 11 месяцев 2016 года (итоги года еще не опубликованы) автодилерами Северной столицы продано 4493 автомобиля Nissan, что на 23% меньше, чем годом ранее. По информации Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи в России за весь 2016 год упали на те же 23%, составив 70 464 автомобиля.

Генеральный директор "Auto-Dealer-СПб" Михаил Чаплыгин объясняет этот эффект тем, что на рынке происходит замещение потребления импортных автомобилей на машины, произведенные на заводе в Каменке. "Nissan традиционно производит в Петербурге дорогие авто", — отметил он.

Около года назад Nissan перестал выпускать на своем петербургском заводе бизнес-седан Teana. Как отмечали эксперты рынка, отказ от производства модели отчасти вызван сильными позициями модели Toyota Camry, пользующейся популярностью у чиновников правительства Петербурга и районных администраций. Вместо бизнес-седана завод начал сборку кроссовера Nissan Qashqai. Таким образом, предприятие полностью перешло на кроссоверы: этот сегмент остается в России востребованным, несмотря на общее падение рынка на 11%. Сегодня, помимо Qashqai, в Петербурге ведется сборка Murano, X-Trail и Pathfinder.

Стоит отметить, что подобной тактики придерживаются и конкуренты японской марки. Так, Hyundai запустил производство кроссовера Creta (15-я модель в России по объему продаж, 21 929 проданных авто), а Toyota начала сборку RAV4 (7-е место, 30 603 машины).

Смена производственной стратегии не стала для завода безболезненной. Переход со сборки Teana на Qashqai, по информации "Ъ", сопровождался затратами, что отразилось на финансовых результатах. По данным базы "СПАРК-Интерфакс", в 2015 году ООО "Ниссан Мануфактуринг Рус" понесло существенные убытки: завод ушел в минус на 12 млрд рублей. К такому финансовому итогу привела также модернизация предприятия, завершившаяся в 2015 году: на расширение производства с 50 тыс. до 100 тыс. авто в год за несколько лет было инвестировано €167 млн. Предприятие начало показывать убытки в 2013 году, тогда они составили 2,7 млрд рублей. В 2014 году убыток был несколько ниже — 1,7 млрд рублей. В 2011 и 2012 годах завод выходил в прибыль — 2,35 млрд рублей и 3,9 млрд рублей соответственно. Результаты 2016 года еще не опубликованы.

Герман Костринский

Вся лента