«Россия вынуждена закрывать границы после действий Белоруссии»
Эксперт в эфире «Ъ FM» — о зонах пограничного контроля
На российско-белорусской границе в Смоленской, Псковской и Брянской областях установят пункты пограничного контроля. Приказ директора ФСБ опубликован на портале правовой информации. В вечернем Drive Time Петр Косенко и Олег Богданов обсудили ситуацию с белорусским экономистом Дмитрием Болкунцом.
Петр Косенко: Россия фактически вводит контроль на границе с Белоруссией. Как это скажется на дальнейших отношениях между нашими странами?
Дмитрий Болкунец: Эта мера была абсолютно прогнозируема после решения белорусского правительства об установлении безвизового режима для въезда иностранных граждан. Как мы помним, с начала января 80 государств мира, граждане которых могут до пяти суток находиться в Белоруссии без визы при условии, что они прилетели в аэропорт Минска. Соответственно, Россия — так как существует единое безвизовое пространство между Минском и Москвой, фактически границы никакой не было с 1995 года — вынуждена была сейчас пойти на меры по защите своей границы для того, чтобы люди, которые приезжают без виз в Минск, не могли попасть на российскую территорию. Видимо, список точно не пересекается, например, с теми государствами, с которыми Россия имеет безвизовый режим, поэтому это отдельная история. Белоруссия имела право так поступить, это ее суверенное право. Россия тоже вынуждена закрывать свои границы.
Олег Богданов: Но с какой целью Белоруссия пошла на такой шаг?
Д.Б.: Несколько причин. Белорусские власти официально преследуют цель, как они сами заявили, стимулировать поток туристов в Минск. Хотя это довольно странное решение: почему только 80 стран, почему аэропорт Минска, почему не все? Ведь в границы республики можно было бы через разные пункты въезжать. Второе — это проблема договороспособности Минска и Москвы по вопросам единой визовой политики. Эта тема уже много раз муссировалась в прессе, Лавров об этом неоднократно заявлял — что необходимо сесть за стол переговоров и договориться, например, о единой визе союзных государств, когда бы граждане любой страны, иностранцы, могли въезжать и в Белоруссию, и в Россию, пользуясь одной визой, не получая национальную визу и Белоруссии, и России.
О.Б.: Что будет в результате? В Минске, очевидно совершенно, это могут воспринять как шантаж со стороны Москвы. В Москве будут, естественно, говорить о том, что это ответ на не самые соседские действия. А дальше что?
Д.Б.: Дальше нужно ждать. Тут я бы еще вернулся в один эпизод декабря — в декабре Лукашенко проигнорировал саммит в Петербурге. Обострение отношений как бы сейчас тянется. Плюс, есть определенные претензии со стороны Москвы к Минску по тем действиям, которые Белоруссия делает на Западе. Так, неделю назад в Варшаве была интересная военная игра, где белорусскими экспертами обсуждался план свержения Лукашенко. Это полная провокация и глупость. И почему-то белорусский МИД на это никак не реагирует. Эти вопросы, я считаю, нужно обсуждать на публичном уровне.
П.К.: Кто пострадает в большей степени от контроля на границе — российская сторона или белорусская?
Д.Б.: Я думаю, никто не пострадает, потому что это все-таки направлено на иностранцев. И россияне, и белорусы смогут ездить по своим национальным паспортам, как и раньше ездили.