Террорист со справкой

В России украинца судят за подготовку взрыва в гипермаркете

В Ростове-на-Дону начался процесс по делу 19-летнего гражданина Украины Артура Панова и несостоявшегося магистра истории 34-летнего Максима Смышляева. Украинец обвиняется в подготовке теракта в гипермаркете с использованием самодельной бомбы, а подельник — в пособничестве в этом. По мнению защиты, молодой человек лишь пытался привлечь к себе внимание и нуждается в психологической помощи.

Фото: Василий Дерюгин, Коммерсантъ

Житель Краснодона Луганской области Артур Панов и ростовчанин Максим Смышляев предстали перед Северо-Кавказским окружным военным судом. В обвинительном заключении, которое зачитала прокурор Аминад Туркаева, говорилось, что, еще будучи несовершеннолетним, Артур Панов, пользовавшийся в соцсетях именем Артур Доброжанский, в ноябре 2015 года познакомился с Максимом Смышляевым, скрывавшимся под ником Самуил Фриднер. Общаясь в сети, молодые люди выяснили, что у них общие взгляды: украинец полагал, что российские войска оккупировали часть его родины, ростовчанин выступал против подобных действий. В соцсети Панов создал страницу «Левая радикальная партия Красной армии», на которой разместил информацию о том, что партия выступает и против действий российских военных в Сирии и что она готова поддержать боевиков запрещенного в РФ «Исламского государства». Также он опубликовал открытое обращение к посольству Израиля, в котором сообщил, что партия будет совершать теракты в дипломатических миссиях этой страны в России. Кроме того, Панов разместил на своей странице концепцию ведения партизанской войны в городских условиях. По словам гособвинителя, экспертизы подтвердили экстремистскую направленность постов подсудимого Панова.

Как считают в Следственном комитете, затем обвиняемые «в конспиративных целях» стали общаться по скайпу. В одной из бесед Смышляев сообщил Панову о том, что в январе 2016 года радикалы готовят некую акцию в Ростове-на-Дону. В свою очередь Панов заявил, что еще накануне новогодних каникул он хочет совершить теракт в каком-нибудь многолюдном месте Ростова: на железнодорожном или автовокзале, в Театре драмы или в супермаркете.

В итоге предстоящие акции они решили обсудить очно, договорившись о встрече в одном из ростовских «Макдоналдсов» 28 ноября 2015 года. Приехав в Ростов, Панов снял комнату в общежитии на улице Закруткина, приобрел в магазинах и аптеках селитру, гидроперит, ацетон, серную кислоту, сахар, из которых изготовил взрывчатку, поместив ее в жестяную банку из-под растворимого кофе. «Смышляев и Панов, встретившись в „Макдоналдсе“, посчитали, что там слишком людно, и перешли в ближайшее кафе „Золотой колос“. Там они обсуждали подробности планируемого Пановым теракта, который он решил организовать в гипермаркете „О`кей“, расположенном в Западном жилом массиве Ростова»,— уточнила прокурор. По ее словам, подсудимые не смогли довести свой умысел до конца, потому что их действия пресекли сотрудники правоохранительных органов.

В ходе заседания Артур Панов заявил, что признает вину в публичном оправдании терроризма, в изготовлении взрывного устройства и частично в подготовке теракта. «Я считаю, что суд РФ не вправе меня судить, я гражданин Украины, прошу присвоить мне статус военнопленного по Женевской конвенции»,— обратился с заявлением подсудимый. Ссылаясь на европейские нормы, он ходатайствовал об участии в разбирательстве вне «стеклометаллической конструкции». Панов также сообщил суду, что страдает эпилепсией и в случае приступа ему смогут оперативно оказать медпомощь, если он будет находиться в зале открыто. Кроме того, он просил рассмотреть его дело в московском суде с участием присяжных заседателей, пояснив, что сомневается в объективности военного суда, обжаловать решение которого он якобы не сможет. При этом грозил начать сухую голодовку. Суд посчитал его ходатайства необоснованными, отклонив их.

Ростовчанин Максим Смышляев сообщил суду, что учился в магистратуре исторического факультета Южного федерального университета и что он не признает вины в инкриминируемом ему «пособничестве в террористической деятельности» (ч. 3 ст. 205.1 УК РФ).

По словам подсудимого, он, напротив, пытался отговорить Артура Панова от совершения взрыва. Адвокат Максима Смышляева Галина Грибенюкова просила суд предоставить подсудимому Панову, имеющему, по ее версии, серьезные психологические проблемы, педагога-психолога. Суд определил, что специалист по опеке, имеющий соответствующее образование, может одновременно представлять интересы подсудимого в процессе и быть его педагогом-психологом.

Как стало известно „Ъ“, Артур Панов был задержан в декабре 2015 года в Ростове-на-Дону по информации соседей, проживающих с ним в общежитии. Бдительные граждане сообщили участковому, что Панов планирует теракт в городе, о чем он им сам рассказал. Кроме того, в материалах уголовного дела есть документы, представленные матерью Панова, в которых говорится, что подсудимый с 12 лет состоит на учете у психиатра. Из документов также следует, что у подсудимого было несколько попыток суицида и он неоднократно проходил лечение в психиатрических клиниках, а в связи с попыткой ограбления банка в 2014 году ему была проведена судебно-психиатрическая экспертиза, признавшая его ограниченно вменяемым.

Олег Горяев

Вся лента