Гуманитарно-организационное сопровождение
Россия готова помочь ДНР и ЛНР учетом паспортов
Президент Владимир Путин подписал указ о признании в РФ документов, выданных "фактически действующими" органами власти Донецкой и Луганской областей Украины, то есть самопровозглашенных ДНР и ЛНР. Срок действия — "до политического урегулирования ситуации" в Донбассе. Президент Украины Петр Порошенко заявил, что это "очередное доказательство нарушения международного права". Глава МИДа Сергей Лавров заявил, что об изменении позиции России по статусу республик указ не говорит. Российские власти настаивают, что признание документов ДНР и ЛНР, в том числе паспортов,— это лишь "гуманитарный" шаг, который упростит жизнь приезжающих в РФ жителей региона. Указ подписан, когда интерес граждан к конфликту на Украине снова растет.
В тексте указа Владимира Путина сказано, что он будет действовать "на период до политического урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины". Так эти территории называются в минских соглашениях. Пока ситуация не урегулирована, Россия признает паспорта, свидетельства о рождении, браке и смерти, выданные на территории самопровозглашенных ДНР и ЛНР, документы об образовании, а также регистрационные знаки транспортных средств. По словам главы МИДа Сергея Лаврова, указ подписан "сугубо из гуманитарных соображений, на тот период, пока не будут полностью выполнены минские договоренности". Это позволит жителям Донбасса в Россию "попадать легитимно и затем перемещаться на железнодорожном, авиационном транспорте по РФ". "Я не думаю, что кто-то усматривает в этом какое-то изменение позиции (по статусу самопровозглашенных ДНР и ЛНР.— "Ъ")",— добавил господин Лавров.
Указ отчасти легализует уже существующие права жителей приграничных регионов Украины. "С лета 2014 года в Ростовскую область прибывали жители ДНР и ЛНР, они устраивались на работу по украинским паспортам, некоторые из них меняли паспорта на российские,— говорит генеральный директор фонда "Прикладная политология" Сергей Смирнов.— Приезжие из Луганской и Донецкой областей ведут активную торговлю на рынках Ростовской области, чтобы не создавать юридических несоответствий, и было принято руководством страны данное компромиссное решение". "Людям надо работать, зарабатывать, для этого нужно получать документы и выезжать через границу. Слава богу, это не Приднестровье, граница у нас общая",— заявил "Ъ" депутат Госдумы от КПРФ Казбек Тайсаев. Необходимость в легализации документов нового образца он объясняет тем, что тем, кому "три года назад было 15 лет, сейчас уже 18": "К тому же в ДНР и ЛНР много людей приехало из других регионов Украины". В Россию по выданным в ДНР и ЛНР паспортам пускали и раньше, говорит донецкий политолог Роман Манекин: "Ходили упорные слухи, что не дальше Ростова, теперь этот миф развеян". Последствия указа, считает он, "могут быть более значительными, если за этим последует ужесточение миграционного законодательства (со стороны РФ.— "Ъ") для граждан Украины".
"Это именно то, что нам нужно"
В Киеве указ Владимира Путина расценили как подтверждение нежелания России добиваться выполнения минских соглашений. Наиболее радикальные оценки сводятся к тому, что Москва умышленно обострила ситуацию в Донбассе и сделала первый шаг на пути фактического признания независимости ДНР и ЛНР.
"Для меня это очередное доказательство и российской оккупации, и нарушения международного права, и символично, что это произошло цинично во время Мюнхенской конференции по безопасности",— прокомментировал указ Владимира Путина президент Украины Петр Порошенко после встречи с вице-президентом США Майком Пенсом в Мюнхене. "Это логика не только военной, но и гуманитарной эскалации. Этот указ фундаментально противоречит самой логике минских договоренностей",— вторит президенту глава МИД Украины Павел Климкин. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) Александр Турчинов считает, что решение Кремля равнозначно расторжению минских соглашений. "Подписав этот указ, Путин юридически признал квазигосударственные террористические группировки",— заявил господин Турчинов.
В схожем ключе высказался глава Донецкой областной военно-гражданской администрации Павел Жебривский: "Путин фактически признал так называемые ЛНР и ДНР. Признание паспортов "республик", которых не существует, невозможно в юриспруденции. Это нарушение всех норм, которые только можно переступить".
По словам собеседника "Ъ" в администрации президента Порошенко, этим решением Россия "фактически признала себя стороной конфликта в Донбассе". "Теперь Москва уже не может делать вид, что она находится в стороне от конфликта, что "ее там нет" и что она якобы третейский судья",— заявил источник "Ъ". И добавил: "Указ Путина делает невозможным дальнейшее обсуждение предложения о введении в зону конфликта в Донбассе российских миротворцев". "После того как Россия продемонстрировала Западу нежелание договариваться, вряд ли кто-то сможет обвинить Украину в неисполнении минских договоренностей",— резюмирует собеседник "Ъ".
В свою очередь, как заявил собеседник "Ъ" в Верховной раде из пропрезидентского Блока Петра Порошенко, "Кремль продемонстрировал, что готов идти ва-банк". "Мы считаем, что Москва чувствует себя проигравшей после Мюнхенской конференции",— сообщил источник "Ъ", обратив внимание на жесткие высказывания Майка Пенса в адрес России.
"Это именно то, что нам нужно перед переговорами в нормандском формате",— комментирует собеседник "Ъ" в Верховной раде, по словам которого, в Киеве рассчитывают, что указ президента Путина встретит жесткую реакцию Запада.
Первой западной реакцией на решение Москвы о временном признании паспортов ДНР и ЛНР стало размещенное в Twitter краткое заявление посольства США в Киеве, обвиняющее Москву в нарушении минских соглашений. "Признание Россией документов сепаратистских "республик" вызывает тревогу и противоречит согласованным целям Минска",— говорится в сообщении американской дипмиссии в Киеве.
Опрошенные "Ъ" украинские эксперты считают, что решение о временном признании паспортов ДНР и ЛНР ставит власти Украины в весьма непростое положение. "Теперь Киеву нужно будет окончательно определиться по вопросу о блокаде неконтролируемых территорий: либо отказаться от блокады, либо относиться к ДНР и ЛНР как к оккупированным территориям, либо выполнять минские соглашения",— заявил "Ъ" глава Института глобальных стратегий Вадим Карасев. Напомним, что вчера, в третью годовщину Майдана, украинские радикалы провели в Киеве новые акции в поддержку продолжения блокады Донбасса.
Между тем в новых условиях Киеву будет все труднее поддерживать нынешний статус-кво. "Если минские соглашения не будут выполняться и Россия будет двигаться к признанию государственности неконтролируемых территорий, Киев ничего не сможет этому противопоставить",— говорит господин Карасев.
С оглядкой на контекст
Судя по социологическим данным, указ был подписан в подходящий момент. "Летом 2016 года мы фиксировали спад интереса к Донбассу. Было снижение поддержки гуманитарных конвоев, хоть и не радикально,— говорит гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров.— А сейчас все пошло обратно. Ведь когда нет ни войны, ни мира и тема не актуализирована — это одно. Но сейчас происходит очередное обострение на востоке Украины: блокада (ввоза донецкого угля на территорию остальной Украины.— "Ъ"), Авдеевка (эскалация конфликта в районе нескольких населенных пунктов.— "Ъ")". В прошлом году спад интереса к ситуации на Украине фиксировал и "Левада-центр" (см. "Ъ" от 8 августа 2016 года). За два года с 68% до 40% в середине 2016 года упала доля тех, кто боится, что столкновения в Донбассе могут перерасти в войну между Россией и Украиной. С 65% до 40% сократилась доля тех, кто внимательно следит за событиями в Донбассе, следовало из опроса "Левада-центра".
Четкой позиции по поводу возможного присоединения Донбасса у граждан во время конфликта не было. Летом прошлого года опросы ВЦИОМ показывали, что 23% готовы признать ДНР и ЛНР как независимые государства, 14% — принять в состав РФ. 38% на вопрос о том, "какую позицию должна занять Россия в отношении" самопровозглашенных республик, отвечали: "Не вмешиваться". Остальные ответы менее популярны. Схожие вопросы ВЦИОМ задавал и в отношении Абхазии с Южной Осетией во время кризисных ситуаций — до их признания РФ в качестве независимых государств после пятидневной войны с Грузией. В 2006 году, в частности, граждане РФ не призывали власти признавать эти республики: 19% предлагали помочь им выйти из состава Грузии, 22% — принять в РФ, а 40% — "соблюдать нейтралитет". Валерий Федоров считает, что уместней сравнивать ситуацию с Приднестровьем, в отношениях с которым выбран более мягкий сценарий, там выдаются русские паспорта, но сама республика не признана. "Любые действия Путина сейчас совершаются с оглядкой на более широкий контекст, то есть чтобы не испортить российско-американские отношения",— говорит глава ВЦИОМ.