Мясопереработчики теряют маржу
Сырье дорожает, а снижение доходов населения ограничивает возможности повышения цен на продукцию
Мясоперерабатывающие предприятия в последние три года столкнулись с существенным подорожанием сырья. Притом что цены на готовую продукцию не могут бесконечно расти из-за снижения доходов населения. Это чревато дальнейшим падением спроса. Участники рынка отмечают, что для изменения ситуации необходимо при поддержке правительства делать упор на дальнейшее развитие собственной сырьевой базы.
Сокращение не критично
Данные по итогам 2016 года пока не обнародованы. Но за 11 месяцев 2016 года, по данным Росстата, производство колбасных изделий в России сократилось, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, на 0,5% — до 1,4 млн т.
Если учесть, что по итогам 2015 года снижение производства составило 3,8%, можно говорить о постепенной стабилизации на рынке.
«Если смотреть статистику за два года, то основные изменения можно увидеть в периодах с заведомо высоким спросом, таких как новогодние праздники, конец поста, майские выходные, когда потребитель активно проводит время за праздничным столом.
«В 2015 и 2016 годах активного роста продаж в предпраздничные месяцы не наблюдалось,— рассказывает первый заместитель генерального директора ООО «Анком» Дмитрий Елфимов.— 2017 год начался с умеренной торговли. По статистике нескольких лет можно сказать, что потребление колбасных изделий снизилось, но говорить о том, что оно продолжает падать, нельзя».
Представители мясоперерабатывающих предприятий говорят о новом тренде. Снижение потребления сменяется перераспределением спроса. На колбасном рынке существует сегментация по товарным группам. Каждая группа имеет свою целевую аудиторию и специфику спроса.
Самая массовая — продукция «ежедневного спроса» (сосиски, сардельки, вареные колбасы и др.), спрос на эту продукцию снижался незначительно. Меньший сегмент составляет продукция «периодического потребления», спрос на которую растет в праздничные дни: элитные копченые колбасы, деликатесы, их стали потреблять заметно меньше. Однако в связи с российскими контрсанкциями и уходом с российского рынка западных деликатесов российские производители начали развивать собственное производство новых для них видов деликатесной продукции. «Есть тенденция заменить полюбившийся многим импортный продукт, например итальянские сыровяленые колбасы, венгерский бекон и прочие деликатесы, не выпускавшиеся ранее российскими производителями. Рынок до сих пор не обеспечен такими продуктами»,— отмечает Дмитрий Елфимов. Так, один из отечественных лидеров мясопереработки, южнороссийская компания «Тавр» успешно вывела на рынок сыровяленую колбасу «Верона», «Сальчичон Монтана», а также сыровяленые деликатесы «Балык княжеский» и «Коппа Кастилья».
Еще одна категория, спрос на которую в 2016 году вырос,— охлажденное мясо и полуфабрикаты. Финансовый аналитик группы компаний «Финам» Тимур Нигматуллин сообщает, что за девять месяцев 2016 года мясных и мясосодержащих полуфабрикатов было произведено 0,899 млн т, что выше аналогичных показателей прошлого года на 11,2%. «Производители стараются расширять этот сегмент, увеличивая в своем продуктовом миксе именно полуфабрикаты и „охлажденку“,— комментирует Константин Гозман, генеральный директор агрохолдинга „Дороничи“.— Продолжается в целом и переход категорийности — из среднеценового сегмента в более низкий, так как денежные запасы у людей невелики и повсеместно семейные бюджеты в режиме строгой экономии».
В пресс-службе ПАО «Группа „Черкизово“» отмечают, что продукция мясопереработки для отраслевого аналитика — очень удобная группа продуктов: ее динамика коррелирует с ростом ВВП. «Наблюдаемый спад в потреблении не критичен, но закономерен с учетом общего спада экономики»,— заключают в ПАО «Группа „Черкизово“».
Свое сырье
Практически все участники рынка говорят о возникшей проблеме с сырьем из-за принятых страной контрсанкций и девальвации рубля. Эта проблема перестала быть острой, но все еще существует. Так, в Национальной ассоциации мясопереработчиков отмечают, что если с импортозамещением свинины ситуация не критична (ее доля импорта и до санкций была всего 13%), то с говядиной, которая входит в состав многих вареных колбас и деликатесов, вопрос гораздо сложнее. В отрасли мясопереработки импорт говядины составлял более 30%. Европейские поставки прекратились, говядина из Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая после скачка курса валюты подорожала почти вдвое. Притом что российские аграрии не смогли быстро нарастить объемы собственных поставок этого сырья.
«За последние годы российским производителям удалось практически полностью перейти на собственное сырье по свинине и курице. Доля импорта в мясопереработке на сегодня составляет не более 15%, это больше касается говядины, а также таких категорий, как шпик, которого мы традиционно потребляем много, и шейки и корейки в период шашлычного сезона»,— комментирует Константин Гозман.
Именно импортная составляющая является причиной того, что цены, пусть значительно медленнее, чем в 2014 году, все же продолжают расти. «К сожалению, по некоторым позициям продукцию достойного качества на внутреннем рынке найти очень сложно, приходится использовать импортное сырье. Что влияет и на себестоимость продукта, потому как цены привязаны к валютным котировкам»,— поясняет Дмитрий Елфимов.
Кроме того, производители сообщают, что рынок специй и вкусоароматических добавок практически полностью импортозависим, так как большая часть используемых специй на территории России не произрастает. Поэтому доля импорта здесь будет оставаться на высоком уровне. По-прежнему довольно большой процент импорта в упаковке (особенно натуральной). Однако участники рынка отмечают, что производство упаковочных материалов хорошо развивается на территории России и российские производители готовы предлагать качественные альтернативы.
Затраты на качество
Еще одна тенденция рынка — ужесточение требований к производству колбас. Заместитель директора по экономическим связям и маркетингу ВНИИМП Борис Гутник поясняет, что мясопереработчики пытаются найти способы удешевления своей продукции, так как покупательная способность снижается. Вместо качественного дорогого сырья они стремятся использовать более дешевое, которое не всегда соответствует качественным характеристикам.
В связи с этим был введен новый стандарт ВНИИМП, который запрещает называть ГОСТовскими именами колбасы, изготовленные по техническим условиям (ТУ), то есть с использованием других, более дешевых составляющих.
Такие продукты, как «Докторская», «Любительская», «Краковская», «Московская», должны производиться исключительно по ГОСТу. Продукция, которая производится по ТУ, имеет право на существование, но должна иметь собственное название, которое не созвучно традиционным и не может быть похожим до степени смешения. Кроме того, на готовом изделии должна быть соответствующая его составу маркировка.
Эксперты отмечают, что переименование продукции — весьма сложный и затратный процесс, сопровождаемый множеством трудностей, практически это выпуск нового продукта со всеми составляющими. К тому же, условно новый продукт придется заново рекламировать, продвигать, ведь колбасу с этим названием потребитель не знает. Продукция с использованием рецептур, утвержденных ГОСТом, с одной стороны, часто требует модернизации производства для соблюдения технологии. С другой, — может не соответствовать ценовым ожиданиям потребителей.
Для некоторых мясоперерабатывающих предприятий соблюдение требований (создание нового бренда или же запуск линии в соответствии с ГОСТом) связано с непосильными финансовыми затратами. Однако крупные производители считают эти инвестиции посильными.
«Это касается в первую очередь недобросовестных производителей, которые до последнего времени фальсифицировали продукт и под наименованием ГОСТа изготавливали продукты, не соответствующие стандартам»,— считает Дмитрий Елфимов.
Тест на выживание
По данным Национальной ассоциации мясопереработчиков, в целом маржинальность в отрасли за два года снизилась на 8–10%. В ГК «Тавр» отмечают, что при росте затрат у производителя отсутствует возможность повышения цены, обусловленная рынком. Потому что в условиях сокращения потребления и уровня доходов населения рост цены неизбежно приведет к снижению продаж.
Председатель правления Национальной ассоциации мясопереработчиков Анатолий Морозов приводит следующие цифры: в 2014 году рост себестоимости колбасных изделий составил 45%, при этом розничные цены на них повысились всего на 19%, в 2015 году рост себестоимости составил 15%, а цен — 5%.
Таким образом, уже в 2016 году многие мясоперерабатывающие предприятия работали на грани рентабельности. В результате ряд малых и средних предприятий сейчас находится на грани банкротства.
Освободившуюся нишу занимают крупные федеральные игроки. Генеральный директор ЗАО «Вепоз» Ирина Голиченко отмечает в 2016 году усиление позиций крупных федеральных игроков рынка.
Константин Гозман согласен, что процесс укрупнения и концентрации рынка идет и будет продолжаться. «Пример последнего времени — покупка агрокомплексом им. Ткачева такого производства, как „Атяшево“. Также идет рост крупных производств за счет увеличения мощностей. Так, свои мощности в два раза обещают нарастить „Черкизово“ и „Мираторг“. Вообще же, по средневзвешенным оценкам, более половины продукции на рынке производят порядка 20 крупных компаний»,— резюмирует эксперт.
По мнению экспертов, единственный способ снизить себестоимость продукции мясопереработки и повысить маржинальность сегмента — развитие собственной сырьевой базы. Для этого необходимы стабилизация курса национальной валюты и дальнейшая поддержка правительством российских производителей (особенно предприятий, выращивающих КРС). Это позволит мясопереработчикам, которые сегодня имеют запас прочности, в перспективе вести более гибкую ценовую политику.