Вопрос цены
Павел Сигал, первый вице-президент «Опоры России»
Потребление продуктов мясопереработки, в частности колбасных изделий, в России в 2016 году упало, хотя и незначительно. В 2015 году падение было более сильным, и это отражение спада потребления таких продуктов на фоне кризиса и снижения реальных доходов населения.
В 2017 году ситуация должна стабилизироваться, а восстановление начнется уже в 2018 году. Соответственно, и производство будет реагировать на рост спроса постепенно.
Что касается снижения маржи отечественных мясопереработчиков, то эта тенденция «старше» кризиса 2014 года. Маржинальность в секторе очень сильно упала после кризиса 2008 года и, несмотря на восстановление экономики в 2012 году, так и не достигла докризисного уровня. Сегодня повышать цены производители также не могут. Покупательная способность населения весьма низка, реальные доходы по-прежнему не растут.
У крупных игроков больше возможностей удерживать конкурентоспособные цены. Они могут снижать накладные затраты на производстве и дистрибуции, повышать производительность труда, использовать маркетинговые инструменты для увеличения эффективности продаж, сокращать затраты на мясное сырье, в первую очередь благодаря собственному производству.
Если говорить о концентрации рынка, то на юге России она проявляется в меньшей степени.
Здесь работают сильные местные игроки, поэтому крупные столичные производители не являются монополистами, их доля обычно составляет 5–7%. У региональных игроков есть возможности для роста и работы. Другое дело, что, как правило, небольшие региональные компании не очень активно работают с федеральными сетевыми ритейлерами, которые обеспечивают наибольший объем продаж. Поэтому зачастую местные компании не имеют возможности осуществлять продажи на максимальном покупательском потоке. Производители, которые смогут получить доступ к таким потокам, обеспечат себе серьезное преимущество.