«Гнаться за дешевизной в ущерб качеству стратегически неверно»
Евгений Иванов, генеральный директор ООО «Мясоптицекомбинат „Каневской“»:
— Сохраняется ли в наступившем году сложная ситуация в мясопереработке, тенденция к снижению спроса, потребления и, соответственно, объемов производства?
— Спрос на продукцию мясопереработки коррелирует с ВВП. Как только снижается этот показатель, сразу же идет вниз потребление колбасных и мясных продуктов. Поэтому некоторый спад в производстве и продажах в последние два года вполне закономерен.
В 2016 году мы, как и в предыдущие два года, наблюдали снижение спроса, но уже к ноябрю ситуация выровнялась. Первый месяц текущего года мы закрыли с ростом в 20% к январю 2016 года. С одной стороны, мы относим это к результатам нашей кадровой и маркетинговой политики, а с другой — к сигналам о том, что спад в отрасли прекращается.
В ближайшем будущем экономисты нам обещают хоть и небольшой, но рост ВВП. Соответственно, у рынка тоже есть шанс перейти к восстановлению.
— Насколько сложным для мясоперерабатывающих предприятий оказалось выполнение требований по соответствию традиционных и известных сортов колбасы ГОСТам? Можно ли говорить о том, что соблюдение требования одними производителями и несоблюдение другими способствует развитию недобросовестной конкуренции, что покупатель выбирает более дешевый продукт, не обращая особого внимания на его качество?
— Требование соответствия отдельных групп продукции ГОСТам для нас не было сложным никогда, потому что мы не отходим от установленной для данной категории продуктов ГОСТовской рецептуры. И думаю, что у серьезных, добросовестных игроков рынка с этим проблем также не возникало.
Мы не гонимся за удешевлением товара в ущерб его качеству, это не наша стратегия. Однако вызывает тревогу, что на рынке существует масса колбасной продукции с ГОСТовскими или схожими с ними названиями (например, «Докторская сливочная», «Московская оригинальная»), которая выпускается по техническим условиям из сырья более низкого качества.
Это является нарушением законодательства, вводит в заблуждение покупателя и ведет к возникновению недобросовестной конкуренции. Грамотный потребитель, безусловно, это поймет и разберется, но в первую очередь этим вопросом должны заниматься контролирующие органы.
— Стоит ли мясопереработчикам сегодня в связи со все еще непростой экономической ситуацией переориентироваться на более дешевые продукты? Например, делать упор на охлажденные полуфабрикаты?
— Прежде всего, нужно выпускать качественные продукты. Тем более что цены на сырье постепенно стабилизируются, появляются ингредиенты отечественного производства, вполне конкурентоспособные по качеству и выигрывающие по цене у импортных. Сегодня в производстве мы почти на 80% используем отечественные специи, добавки, оболочку.
Сейчас отмечаем повышение спроса на мясные полуфабрикаты, и мы, имея собственные мощности по убою скотосырья, не остаемся в стороне. Помимо колбасной продукции, хотим сделать упор на производство охлажденного кускового и порционного мяса в подложке (эскалоп, шницель, стейки, вырезки, ребрышки и т. п.).