Metro распределит заказы по-новому
Ритейлер намерен переоборудовать один из магазинов Metro в Петербурге под распределительный центр для франчайзинговой сети "Фасоль"
Сеть "Метро Кэш энд Керри" намерена открыть в Петербурге распределительный центр для франчайзинговых магазинов "Фасоль". Для этих целей будет частично реконструирован один из работающих в городе магазинов Metro. По оценкам аналитиков, объем инвестиций может доходить до 150 млн рублей. Эксперты рынка считают, что появление центра исполнения заказов положительно скажется на операционной эффективности и бизнес-процессах сети.
Как стало известно "Ъ", сеть центров мелкооптовой торговли "Метро Кэш энд Керри" планирует в текущем году переоборудовать один из петербургских магазинов Metro под распределительный центр для франчайзинговых магазинов "Фасоль". В компании планы по реконструкции одного из магазинов подтвердили, но называть, какой именно магазин будет переоборудован, отказались, ссылаясь на то, что окончательное решение еще не принято и идет проектирование.
"Фасоль" — франчайзинговый проект сети магазинов в формате "у дома", запущенный "Метро Кэш энд Керри" в 2012 году. На сегодняшний день сеть "Фасоль" насчитывает более 200 магазинов, из них 20 торговых точек работает в Петербурге и Ленинградской области.
По оценкам Тимура Нигматуллина, финансового аналитика ГК "Финам", логистическое плечо позволяет компании открыть распределительный центр в любом магазине. "Тем не менее, доступ к транспортной инфраструктуре однозначно лучше у магазина в Московском районе (на Пулковском шоссе. — "Ъ"). На мой взгляд, под новый распределительный центр на базе одного из действующих магазинов Metro, ориентированный на обслуживание франчайзи, на первое время нецелесообразно тратить более 1,5-2 тыс. кв. м общей площади", — считает господин Нигматуллин.
Михаил Бурмистров, генеральный директор агентства "Infoline-Аналитика" говорит, что наименьший трафик — в магазине на Пулковском шоссе, поэтому еще несколько лет назад работа с большинством оптовых клиентов была переведена именно в этот торговый центр. "В то же время, с учетом потенциала открытия магазинов "Фасоль" и состояния автомобильных подъездов, целесообразно будет организовать распределительный центр на базе самого большого в Петербурге торгового центра на Комендантском проспекте (общая площадь 17,7 тыс. кв. м, торговая — 9,5 тыс. кв. м)", — поясняет эксперт.
Михаил Бурмистров считает, что речь может идти примерно о 120-150 млн рублей инвестиций, что эквивалентно инвестициям Metro в открытие до 150 франчайзинговых магазинов "Фасоль".
О том, что компания рассчитывает в ближайшие несколько лет увеличить франчайзинговую сеть "Фасоль" до нескольких тысяч магазинов, в феврале текущего года заявил генеральный директор российского подразделения "Метро Кэш энд Керри" Джери Калмис. Приоритетными регионами для развития франчайзинговой сети, по словам господина Калмиса, станут Москва и Петербург. На сегодняшний день сеть "Фасоль" насчитывает более 200 магазинов, из них 20 магазинов работает в Петербурге и Ленинградской области.
По прогнозам господина Бурмистрова, в 2017 году в Петербурге может быть открыто до 100 магазинов "Фасоль".
"До недавнего времени все магазины "Фасоль" обслуживались из торговых центров "Метро". Принимая во внимание планы по развитию сети "Фасоль", мы приняли решение о переходе на новую схему работы с франчайзинговыми магазинами — через Центры исполнения заказов (ЦИЗ). Первыми шагами в этом процессе стали ЦИЗ в Лобне, который в данный момент обслуживает регион Москва и Московская область, и ЦИЗ в Новороссийске. Успех этих проектов позволил нам перейти к следующему этапу — подготовке к открытию ЦИЗ в Петербурге", — пояснили в пресс-службе "Метро Кэш энд Керри".
"В зависимости от потребностей региона мы будем строить новые здания для центров исполнения заказов или реконструировать имеющиеся площади торговых центров. В случае с открытием распределительного центра в Петербурге было принято решение о реконструкции одного из действующих торговых центров, которая подразумевает под собой обновление оборудования, автоматизацию процессов и выделение изолированной зоны хранения товаров", — рассказали в пресс-службе ритейлера. В компании считают, что, по сравнению с доставкой из торгового центра, данный канал позволяет повысить качество исполнения заказов — в частности, гарантировать наличие товара, поскольку товар, исходя из потребностей клиентов для доставки, заказывается и хранится отдельно, в то время как клиенты, которые приезжают в торговый центр самостоятельно, будут обслуживаться из торгового зала.
Михаил Бурмистров отмечает, что, пока не созданы отдельные распределительные центры, организация поставок в магазины "Фасоль" осуществляется непосредственно из действующих торговых центров, что негативно сказывается на операционной эффективности и бизнес-процессах сети. "При этом рост количества франчайзинговых магазинов "Фасоль" резко повышает нагрузку на действующие центры, а без расширения сети франчайзинговых объектов проект их развития для Metro убыточен. Чтобы выйти на уровень рентабельности, количество "Фасолей" должно составить не менее 1 тыс., а поставки продукции в них должны осуществляться через отдельные распредцентры с минимальным вовлечением торговых центров", — комментирует господин Бурмистров.
"Мы планируем оставить торговый центр открытым на время реконструкции и сделаем все возможное, чтобы наши клиенты, как и прежде, могли с удобством совершать покупки. При этом ассортимент, доступный для наших профессиональных клиентов, останется прежним, а в некоторых категориях даже улучшится", — уверяют в "Метро Кэш энд Керри".