Долги «Энекса» завязались в узел
В отношении генподрядчика строительства ТЛК «Южноуральский» введена процедура наблюдения
В отношении кубанского ОАО «Энекс», 75% которого находятся в собственности Газпромбанка, введена процедура наблюдения. Акционерное общество является генподрядчиком строительства транспортно-логистического комплекса «Южноуральский», которое ведется на деньги частных инвесторов в Челябинской области. С иском о признании компании банкротом обратился ее субподрядчик, которому «Энекс» задолжал порядка 45 млн руб. При этом в самой компании уверяют, что расплатятся с кредиторами, как только отсудят у заказчика строительства ТЛК — ООО «Ресурс» — 840 млн руб. Между тем и сам «Ресурс» находится на грани банкротства. По мнению одних аналитиков, развязать долговой узел и спасти «Энекс» от банкротства могло бы государство. По мнению других, в нынешних экономических условиях это маловероятно.
Арбитражный суд Краснодарского края ввел процедуру наблюдения в отношении генерального подрядчика транспортно-логистического комплекса «Южноуральский» — ОАО «Энекс». С заявлением о признании компании банкротом в октябре 2016 года в арбитраж обратился субподрядчик строительства ТЛК — ООО «Реалсервис». В ноябре того же года право требования долга перешло к ООО «Аркада». Согласно материалам дела, сумма исковых требований составляет 45,79 млн руб. Наблюдение введено до 2 августа 2017 года.
Строящийся в Челябинской области транспортно-логистический комплекс «Южноуральский» — часть «Нового шелкового пути», который должен был открыть китайским инвесторам дорогу в Россию и Европу через Казахстан. В 2015 году была пущена первая очередь ТЛК. «Южноуральский» занимает 180 га и представляет собой железнодорожный контейнерный терминал, склады на 82 тыс. кв. м с перспективой увеличения до 450 тыс. кв. м. Стоимость проекта, реализуемого на средства частных инвесторов, оценивается в 6,8 млрд руб. По планам инвесторов, терминал сможет принимать 2,5 млн т грузов в год с перспективой увеличения объема в четыре раза.
ОАО «Энекс», по собственным данным, выполняет полный комплекс проектных, монтажных и пусконаладочных работ «под ключ» при строительстве, реконструкции и эксплуатации энергообъектов. По данным системы Kartoteka.ru, основным видом деятельности является производство электроэнергии. Владелец 75% акций компании — ООО «Арекс», 100%-ным владельцем которого является Газпромбанк, еще 25% владеет ООО «Менеджмент южного ИЦ энергетики». На конец 2015 года баланс ОАО «Энекс» составлял порядка 14,6 млрд руб., выручка — более 8 млрд руб., прибыль — 1,4 млрд руб., чистая прибыль — 16,2 млн руб. По данным системы «СПАРК-Интерфакс», объем краткосрочной кредиторской задолженности компании составляет 1,89 млрд руб., объем долгосрочной кредиторской задолженности — 190,7 млн руб. В арбитражных судах Москвы и Краснодарского края в качестве должника «Энекс» был участником пяти дел о банкротстве. Из них к настоящему моменту два производства прекращены.
Исполнительный директор Национальной юридической компании «Митра» Заурбек Ахметов считает дело о банкротстве «Энекса» нетипичным: «Странно, что кредитор с требованиями в 45 млн смог ввести процедуру наблюдения. Многие компании с худшим финансовым положением продолжают работать долгие годы и избегают этого». Менеджменту компании, на его взгляд, следовало возразить против введения наблюдения и изыскать средства для удовлетворения требований кредитора. «До наблюдения можно было вести переговоры индивидуально с каждым по погашению или реструктуризации долга. Теперь выйти из процедуры можно только погасив требования всех кредиторов. То есть задача серьезно усложнилась»,— отметил эксперт. Как следует из материалов дела, в настоящий момент о своих требованиях к ОАО «Энекс» заявили 11 компаний.
По словам Антона Белогая, начальника управления по корпоративной политике и правовому обеспечению ОАО «Энекс», задолженность кредитору, послужившая причиной для введения процедуры наблюдения, была не оплачена в связи с отсутствием денежных средств. «Размер компании не влияет на финансовый поток, на это влияют прибыльные договоры и прочие факторы. Денежные средства, которые поступают, направляются на выплату заработной платы и иных, более приоритетных по закону, обязательств, нежели платежи кредитору. В связи с тем, что у нас большая „дебиторка“, нет свободных денежных средств. И нет возможности их привлечения для того, чтобы погасить долги всех кредиторов»,— прокомментировал собеседник „Ъ“. Он также сообщил, что в настоящее время компания работает над взысканием дебиторской задолженности. Одним из крупнейших должников является ООО «Ресурс» — заказчик строительства ТЛК «Южноуральский», к которому поданы два иска — на 187 млн руб. и 680 млн руб. При этом существует вероятность, что сам должник «Энекса» будет признан банкротом. «Ситуация очень простая: если нам не платят заказчики, за счет чего мы будем платить нашим субподрядчикам? У ООО „Ресурс“ недостаточно имущества на балансе. Если их признают банкротами, мы ничего с них не взыщем. Но если они каким-то образом выйдут из банкротства и нам заплатят по решениям судов, тогда у нас будет возможность рассчитаться с частью кредиторов»,— уверил господин Белогай.
По мнению управляющего партнера адвокатского бюро «Юг» Юрия Пустовита, ситуация, в которой у должника есть дебиторы, находящиеся на грани банкротства, в настоящее время является распространенной: «По документам есть „дебиторка“, но получить ее практически невозможно». Однако он считает, что участие государства (основного владельца Газпромбанка.— „Ъ“) помогло бы «Энексу» избежать банкротства. «Если государство погасит их долги, конкурсное производство и реализация имущества вводиться не будут. Все зависит от того, насколько это предприятие ценно для государства и насколько ценны его активы. Не исключено, что „дебиторы“ компании тоже являются компаниями с госучастием, и тогда государство может включить свои механизмы и подвигнуть их к расчетам»,— сказал господин Пустовит. Заурбек Ахметов полагает, что возможность выделения денег из бюджета для спасения «Энекса» маловероятна: «Теоретически возможно отвлечение денежных средств из другой компании с госучастием, но в условиях сегодняшнего дефицита финансирования в это верится с трудом. Сейчас необходимо активно работать с дебиторами — чтобы они погасили долги, а компания рассчиталась со своими кредиторами».