"Вы же все согласились быть равными"
Евразийский министр Сергей Сидорский ответил на критику Россельхознадзора
Министр промышленности и сельского хозяйства Евразийской экономической комиссии, экс-премьер-министр Белоруссии СЕРГЕЙ СИДОРСКИЙ в интервью "Ъ" разъяснил позиции ЕЭК и белорусских властей в споре о поставках некачественной продукции и лоббировании интересов отдельных стран на уровне Евразийского союза.
— Глава Россельхознадзора Сергей Данкверт обвинил белорусских министров ЕЭК в лоббировании интересов Белоруссии. Вы какую сторону представляете, белорусскую или международную?
— Международную. В соответствии с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе чиновник, в данном случае международный, представляет международную организацию. Мы не имеем права поддерживать интересы одной из сторон. Это в уставных документах организации записали наши президенты, поэтому я сейчас представляю международную организацию, которую обвинили в том, что она занимается "саботажем". Смысл же — в том, что в отношениях между организациями России, Белоруссии и Казахстана возникла проблема. Это рабочий вопрос, но поскольку речь идет о международной организации — в данном случае, о Евразийской экономической комиссии, я считаю, что необходимо публично дать ответ на поставленные вопросы.
— Как могут быть разрешены существующие разногласия? ЕЭК нужно для этого привлекать?
— ЕЭК для этого и создана. Каждый месяц под моим председательством проходят заседания консультативных комитетов: я как министр, отвечающий за агропромышленный блок, не имею права сам управлять интеграционным процессом. Мы собираем представителей ветеринарных служб, министерств сельского хозяйства всех пяти стран союза. Кстати, господин Данкверт в этих совещаниях в последнее время перестал участвовать. Может, поэтому проблем в этой сфере отношений между Россией, Белоруссией и Казахстаном стало гораздо больше?
— Господин Данкверт отмечал, что комиссией не решаются вопросы по использованию молока от коров, заболевших лейкозом...
— Что такое лейкоз? Это инфекционное заболевание у коров, которое вообще не поддается лечению. Молоко получается некачественное. По данным эпизоотического международного бюро, РФ неблагополучна по лейкозу. По отдельным хозяйствам ряда регионов от 30 до 70% коров больны лейкозом! Что нужно делать, чтобы люди, живущие в странах союза, пили чистое молоко? Избавляться от таких коров и принимать меры к тому, чтобы стадо дойное было чистое. На уровне правительств РФ, Казахстана, Белоруссии, Киргизии, Армении принято решение, что с 1 января 2016 года лейкозное молоко поступать на рынок союза не должно.
— Тогда чем недоволен Россельхознадзор?
— Россельхознадзор неоднократно вносил предложения о переносе этого срока. Прямая работа ветеринарных служб РФ в каждом регионе — создать региональную программу, затем из них сформировать национальную программу по улучшению качества дойного стада. За три года Россельхознадзор никаких предложений не внес, фактически те меры, которые должны быть приняты в обязательном порядке на территории РФ, не выполняются. Пока этот вопрос, мягко говоря, округляется.
— Проблема поставок санкционной продукции существует?
— Нелегальные поставки всегда есть. И относится это не только к санкционной продукции. Во всем мире нелегальные поставки были, есть и будут. Вопрос, скорее, в объемах.
— То есть вы не рассчитываете справиться?
— Мы работаем над решением этих вопросов. Запущен пилотный проект по маркировке меховых изделий контрольными знаками, который подтвердил свою эффективность. Например, в России оборот товаров вырос примерно девятикратно. При этом 20% участников рынка, ранее не предоставлявших отчетность в налоговые органы, легализовали свой бизнес. В дальнейшем система маркировки и прослеживаемости будет распространяться на другие товары, в том числе сельскохозяйственные.
— В конце прошлого года главы ЕАЭС на встрече рассматривали целый ряд документов, в том числе Таможенный кодекс. Белорусская сторона их подписала?
— Президент Белоруссии создал специальную комиссию для оценки последствий принятия кодекса. Есть единый Шелковый путь — из Европы в Китай, из Китая в Европу. Но на эту дорогу, как на елку, надо нанизать нашу экономику. Чтобы те предприятия по производству сложной технической продукции, которые сегодня есть в России и в Белоруссии, могли выйти на более высокие уровни технологического развития.
Белоруссия решила еще раз посмотреть свои преимущества в будущем от принятия кодекса. Речь идет о большой конкуренции в экономике, и не только в рамках союза — но нам не нужно сегодня, создав союз, делить что-то. Мы должны делать так, чтобы были равные условия, правила для всех. А если есть неравенство, то надо сесть за стол переговоров и решать эти вопросы как партнерам по союзу. Вы же все согласились быть равными.