Кубань – в тройке лидеров
Из 113 млн квадратных метров жилья, возводимых в России на рынке долевого строительства, порядка 19 млн приходится на Краснодарский край. При этом части застройщиков не разрешили дать старт новым проектам из-за несоответствия проектной декларации обновленному законодательству
Рынок долевого строительства в стране за прошлый год вырос на 6,8%. Об этом на Всероссийском селекторном совещании по вопросам реализации новой редакции ФЗ-214 заявил министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень. По его словам, сегодня на разных стадиях строительства в России находится 113 млн квадратных метров жилья, из которых почти 19 млн приходится на долю Краснодарского края.
С докладом о ситуации на рынке долевого строительства в регионе выступил вице-губернатор Юрий Гриценко. Он отметил, что на Кубани от застройщиков уже поступило 14 заявлений по поводу начала строительства новых объектов, однако в пяти случаях компаниям было отказано из-за несоответствия проектной декларации обновленному законодательству.
– Защита прав участников долевого строительства остается приоритетной в нашем регионе. Сегодня мы работаем над тем, чтобы в крае на строительном рынке работали только надежные застройщики. Изменения в федеральном законодательстве как раз направлены на то, чтобы минимизировать количество строительных компаний-однодневок, – подчеркнул Юрий Гриценко.
Сохранит ли Краснодарский край лидерство по объемам ввода жилья в рамках ФЗ-214 станет ясно ближе к концу 2017 года, когда будет налажено взаимодействие застройщиков и контролирующих органов. Пока же многие строительные компании откладывают старт строительства своих новых объектов на второе полугодие, занимая выжидательную позицию.
МНЕНИЕ
«Закон ухудшит качество жилья»
– Снижение конкуренции на строительном рынке Краснодарского края негативно скажется как на параметрах жилья, так и на его цене, – считает генеральный директор «MACON Realty Group» Илья Володько
Одной из ключевых мыслей круглого стола «Коммерсант-Кубань» стало то, что поправки в ФЗ-214 могут вытеснить с рынка мелких и средних застройщиков в пользу более крупных игроков, тем самым, существенно снизив конкуренцию. В результате, на редкость активный и конкурентный строительный рынок Краснодарского края может стать таким же вялым и монополизированным, как во многих других регионах страны, где сегодня нет ни такого ассортимента жилья, как на Кубани, ни таких низких цен. В качестве примера генеральный директор «MACON Realty Group» Илья Володько привел рынок Ростова-на-Дону.
– До 2014 года ростовские застройщики существовали в относительно комфортных условиях. Сильной конкуренции не было. И качество жилья и цена – кстати, довольно высокая – у всех застройщиков были примерно одинаковыми. И когда в Ростов пришли краснодарские строительные компании, они всего за 2,5 года полностью перевернули рынок. Ростовчане увидели, что такое качественное жилье по невысокой цене. Увидели новые форматы продуктов, – объяснил Илья Володько.
Поэтому, если в связи с действием новой редакции ФЗ-214 количество игроков на строительном рынке Краснодарского края существенно сократится и конкуренция ослабнет, то настанет стагнация. Останется небольшое количество компаний, которые в условиях слабой конкуренции не будут заинтересованы в повышении стандартов качества жилья и смогут сами диктовать рынку уровень цен.
Официально
О компенсационном фонде
Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2016 года № 1310 четко обозначило, что цель компенсационного фонда – защита прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, обязательства перед которыми не исполняются застройщиками либо в отношении которых Арбитражным судом введены процедуры, применяемые в деле о банкротстве. Установлено, что застройщики производят обязательные отчисления (взносы) в компенсационный фонд с 1 января 2017 года в отношении многоквартирных домов и (или) других объектов недвижимости, если государственная регистрация договора участия в долевом строительстве таких объектов недвижимости с первым участником долевого строительства производится после 1 января 2017 года.
Опрос
Что еще нужно доработать в ФЗ-214
«Или компенсационный фонд, или страхование ответственности застройщиков. Нужно выбрать что-то одно. Учитывая, что страхование в качестве инструмента защиты интересов дольщиков показало себя очень плохо, считаю, что его нужно отменить и оставить лишь компенсационный фонд».
Сергей Георгиев, заместитель начальника отдела развития строительного комплекса департамента строительства администрации Краснодара
***
«Хочется, чтобы государство не принуждало банки к созданию эскроу-счетов, так как сегодня уже существуют инструменты, позволяющие людям приобретать жилье».
Олеся Мурашкина, начальник Управления розничных продуктов банка «Кубань Кредит»
***
«Необходимо убрать все ограничения для застройщиков, кроме одного - сделать эскроу-счета обязательными при заключении всех договоров с физлицами, но Центробанк должен увеличить количество банков, которые смогут заниматься обслуживанием этих счетов. Как юрист могу сказать, что использование эскроу-счетов решит все юридические проблемы дольщиков связанные с «недостроями», и никакие дополнительные инструменты, направленные на их защиту, не понадобятся».
Юрий Мирзоев, генеральный директор «Национальной юридической компании «Митра»
***
«Нужно ослабить требования к уставному капиталу, поскольку в своем текущем виде они приведут к уходу с рынка застройщиков средней величины. Естественно, это приведет к возникновению монополий, что, в первую очередь, невыгодно покупателям жилья. Пока на рынке сильная конкуренция, это одновременно и повышает качество, и сдерживает рост цен.
Михаил Федюшкин, юрист ООО «ТехноСтройСити»
***
«Я считаю, что поправки в закон изначально несут в себе неправильный посыл, скидывая ответственность с человека, приобретающего квартиру, на государство. Каждый человек должен сам решать, где и у какого застройщика ему покупать жилье, и быть готовым к последствиям своего выбора».
Татьяна Николаева, заместитель начальника юридического отдела ООО «Екатеринодар Инвест Строй»
***
Премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев: «У нас начинает действовать закон, который направлен на защиту прав участников долевого строительства многоквартирных домов. Там много новелл по отношению к застройщикам. Для дополнительной защиты участников долевого строительства создается фонд, который будет формироваться за счет обязательных взносов застройщиков. В целом, надеюсь, это будет полезный документ, который будет способствовать защите наших граждан от недобросовестных застройщиков, и поможет сохранить накопления на жилье». По материалам РИА-Новости
Министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень: «Сейчас любой договор долевого участия (ДДУ) должен быть застрахован. Эта система существует с 2014 года, но должных результатов она не дала. В прошлые годы тариф доходил до 0,3% от стоимости ДДУ. Все прекрасно понимали, что это малореальная помощь и страховщик никогда должным образом не ответит перед дольщиками. Мы совместно с Центробанком ужесточили критерии отбора страховых компаний, которые могут работать с ДДУ: в результате их осталось всего 19 плюс общество взаимного страхования (учреждено самими застройщиками жилья.– “Ъ”). Тариф стал адекватным – около 1% от суммы сделки. Но все равно этот механизм сегодня в полной мере не работает. Поэтому было решено создать отдельный государственный фонд (компенсационный. – “Ъ”). Эти изменения позволят постепенно уйти от страхования, и все риски по ДДУ будут хеджироваться в одном государственном фонде». Из интервью «КоммерсантЪ»
Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев: «Конечно, сами жители должны помнить, что, как говорится, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Не в центре Краснодара «честная» цена за квадратный метр начинается от 34 тыс. рублей. В центре – почти в полтора раза выше, потому что земля очень дорогая. Все, что ниже, это уже зона риска, это серьезная вероятность того, что все красивые обещания застройщика таковыми и останутся. Дешевые квадратные метры даже по завершении строительства – это, как правило, отсутствие нормальных дорог, тротуаров, освещения, не говоря уже о детских садах и школах в шаговой доступности. Понятно, что потом люди требуют у власти то, что должны были обеспечить застройщики. И мы не можем оставить жителей с этими проблемами один на один. Но ведь деньги, которые, по сути, край должен заплатить вместо застройщика, – они же из бюджета, это деньги всех налогоплательщиков Кубани. Я уже говорил и повторю: решать вопросы таких самостроев за счет других жителей края неправильно. Власть начинает искать другие источники финансирования, привлекать инвесторов, а это все время, это нельзя сделать в один момент. Но если бы на начальном этапе жители края понимали, что 27 тыс. руб. за квадратный метр – это нереальная, взятая из воздуха цена, то и проблем таких потом не испытывали бы». Из интервью «РБК-Кубань»