Дотационное управление
Светлана Сухова — об одной из главных болевых точек российской экономики
Региональная политика, все предыдущие годы волновавшая только специалистов, неожиданно стала главной темой минувшей недели. На инвестиционном форуме в Сочи о ней высказались и премьер, и вице-премьеры, и главы Счетной палаты и Минфина. Выплеснувшиеся страсти понятны: впереди предвыборный год и уровень жизни в регионах, покупательная способность людей становятся политическими факторами. Тема, однако, уже давно горячая: большинство российских регионов дотационные, а существующая система бюджетных отношений больше поощряет иждивенцев, чем передовиков. В особенностях ситуации при помощи экспертов и главы Счетной палаты пытался разобраться "Огонек"
Сочинский форум показал: одна из главных болевых точек российской экономики — региональные финансы. Как субъектам Федерации свести концы с концами в кризис и расквитаться с долгами? Правительство и губернаторы искали ответ на этот вопрос на черноморском курорте и вроде бы нашли: впервые за 13 лет федеральная власть решилась поменять правила игры и выдавать регионам денежные дотации только под условия, зафиксированные в соглашениях с Минфином, которые губернаторы подписали к 1 марта — о достижении целевых показателей развития (доходы, рост инвестиций, количество рабочих мест). Теперь и софинансирование расходов будет вестись адресно: высокообеспеченные регионы получат от 5 до 70 процентов средств, тогда как их менее обеспеченные соседи смогут рассчитывать на большее — от 70 до 95 процентов. Впрочем, регионов, у которых сходится дебет с кредитом, в сегодняшней России немного: по словам вице-премьера Дмитрия Козака, 25 из 85. На таком фоне желание заставить региональные власти рачительнее вести хозяйство и зарабатывать выглядело бы логичным, если бы не одно "но". Оно заключается в том, что финансовая некомпетентность местных властей, о которой было столько сказано в Сочи,— не единственная преграда на пути к намеченной цели. Даже высококлассный специалист будет бессилен в ситуации, когда расходы год от года растут, а средств на их реализацию становится все меньше. К уже известным проблемам — кризису, санкциям и т.д. — добавляется еще одна — серьезное сокращение числа полноправных хозяев среди руководителей регионов, способных в трудных условиях рачительно распоряжаться и малым. Да и откуда взяться таким хозяевам в условиях, когда 60-80 процентов региональных доходов уходят в федеральную казну, а потом возвращаются оттуда, но уже в виде дотаций и субсидий. А 95 процентов региональных расходов жестко контролируются центром? Федеральную власть можно понять: гайки в отношении региональных финансов закрутили еще в начале 2000-х, памятуя о параде суверенитетов начала-середины 1990-х. Но система расчетов между центром, регионами и муниципалитетами за последние 10-15 лет оказалась настолько исковеркана, что выпрямить все ее "загогулины" сразу вряд ли получится — слишком много заинтересованных лиц, и каждый потянет бюджетное одеяло на себя. В то же время сама по себе попытка отойти от системы сверхцентрализации чревата потерей контроля над территориями. Как быть?