Власти Сирии и оппозиция разошлись в оценке взятия Пальмиры
Противники Башара Асада не увидели разницы между его войсками и «Исламским государством»
Завершение очередного раунда межсирийских переговоров в Женеве прошло на фоне информации о значимом с символической точки зрения событии на полях сражений — взятии сирийской армией Пальмиры. Объединить участников переговоров эта новость не смогла. Тем временем в Москве в пятницу дали понять, что решающий вклад в разгром «Исламского государства» (ИГ; запрещено в России) в районе Пальмиры внесли российские Силы специальных операций, а также ВКС РФ.
Четвертый по счету раунд межсирийских переговоров под эгидой ООН (три предыдущих состоялись в январе и феврале 2014 года и весной 2016-го), который завершается в Женеве сегодня, ощутимых результатов не принес. К концу встречи противоречий между участниками стало едва ли не больше, чем в начале дискуссий.
Не сошлись участники переговоров и в оценке новости, поступившей с полей сражений накануне, о том, что вооруженные силы Сирии при поддержке ВКС России завершили операцию по взятию Пальмиры. В четверг министр обороны России Сергей Шойгу доложил об этом президенту Владимиру Путину. В пятницу подробности операции рассказал начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ Сергей Рудской. По его словам, против террористов ИГ применялись не только самолеты, но и новейшие вертолеты Ка-52, которые «продемонстрировали высокую эффективность в горно-пустынной местности». Сергей Рудской особо подчеркнул, что для сохранения исторического наследия удары в районе памятников не наносились. В ходе операции, по подсчетам Генштаба РФ, были нейтрализованы более 1 тыс. боевиков, 19 танков и почти 40 БМП.
По словам Сергея Рудского, операция была спланирована и проведена под руководством российских военных советников, а российские Силы специальных операций наряду с авиацией внесли решающий вклад в разгром ИГ в районе Пальмиры.
Представители официального Дамаска, впрочем, делают упор на роли правительственной армии Сирии. «Пальмира освобождена сирийской армией от террористов,— сказал на переговорах в Женеве глава делегации правительства Сирии, постоянный представитель страны при ООН Башар аль-Джафари.— Я хотел бы повторить слова президента Башара Асада после того, как “Исламское государство” вновь захватило Пальмиру. Он сказал, что, как мы освободили Пальмиру раньше, так освободим и теперь. И он сдержал свое слово». По словам господина аль-Джафари, «сирийская армия продолжит борьбу с террористами до полного освобождения от этого зла всей территории страны». В качестве первостепенной задачи он назвал разминирование Пальмиры, после которого жители смогут вернуться в город. Сергей Рудской в пятницу рассказал, что к разминированию присоединятся саперы международного противоминного центра вооруженных сил РФ.
Тем временем реакция представителей оппозиции на освобождение Пальмиры принципиально отличалась от реакции Москвы и официального Дамаска. «Что касается поздравления Башара Асада, то нам надо было бы поздравлять в будущем также ИГ с новым взятием Пальмиры,— заявил глава делегации оппозиционного Высшего комитета по переговорам Насер Харири.— Оба являются террористами. Башар Асад — террорист в соответствии с международным законодательством. Мы уже второй раз видим возвращение Пальмиры, она используется в политических целях. Игра Асада с Пальмирой — это игра в кошки-мышки».
Как «Исламское государство» отбило Пальмиру обратно
Сирийские правительственные войска в декабре 2016 года потерпели самое серьезное поражение за предыдущие месяцы — отряды «Исламского государства» (ИГ) захватили античный город Пальмира. Эта новость стала тем более неожиданной, что на другом, главном фронте — в Алеппо — сторонники президента Башара Асада прочно удерживали инициативу и отвоевали у оппозиции еще несколько кварталов. Потеря Пальмиры, имеющей важное символическое значение, свидетельствовала о том, что война далека от завершения: у сирийской армии не хватает сил, чтобы сдерживать своих противников на всех фронтах. Читайте подробнее