Закон к президентским выборам готов
Сенаторы предложили новую корректировку правил голосования
Глава комитета Совета федерации (СФ) по конституционному законодательству Андрей Клишас и член СФ Анатолий Широков внесли в Госдуму законопроект, который смягчает правила проведения выборов, по которым в 2018 году пройдет президентская кампания. Сенаторы предлагают отменить открепительные удостоверения, запретить выбраковку подписей из-за того, что избиратели указали неполный домашний адрес, разрешить партиям направлять наблюдателей на участки без предварительного уведомления. Однако оппозиционеры критически восприняли законопроект, полагая, что "станет хуже". Эксперты видят "движение в правильном направлении".
Внесенный в Госдуму Андреем Клишасом и Анатолием Широковым законопроект включает поправки к законам "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и "О выборах президента РФ". Проект рассчитан на президентские выборы, которые пройдут в марте 2018 года. Поправки нацелены "на создание наиболее благоприятных условий для реализации прав участников избирательного процесса", говорится в пояснительной записке к проекту.
Авторы поправок предложили корректировку избирательных процедур, которые жестко критикует оппозиция. В частности, предлагается отменить использование на выборах открепительных удостоверений, по которым россияне могли голосовать на избирательном участке не по месту своего жительства. Граждане, которые будут отсутствовать в день голосования по месту регистрации, смогут проголосовать "по месту нахождения", подав на участке заявление, которое через систему ГАС "Выборы" будет передано в центр обработки обращений (будет создан в Центризбиркоме). "В случае поступления от одного гражданина более одного заявления все повторные отклоняются",— объяснили авторы. Они указали, что законопроект закрепляет "презумпцию доверия избирателям". Но "за злоупотребление предоставляемыми правами" устанавливается административная ответственность. Так, за выдачу бюллетеня "в целях предоставления возможности проголосовать вместо избирателя или проголосовать более одного раза", а также за получение такого бюллетеня предлагается повысить административный штраф с 3,5 тыс. до 30 тыс. руб. За неоднократное нарушение будет грозить штраф 50 тыс. руб.
Сенаторы предлагают изменить подход к формированию избирательных участков.
Сейчас страна поделена на 96 тыс. участков, каждый из которых охватывает не более 3 тыс. избирателей. Авторы проекта предлагают ввести в закон "Об основных гарантиях..." норму, по которой максимальная численность избирателей на участке может быть уменьшена до 1,5 тыс. человек. В каких случаях максимум может быть снижен, не указано.
Авторы законопроекта предлагают сократить количество оснований, по которым ЦИК сможет отказать в регистрации кандидата в президенты. К участию в выборах без сбора подписей допускаются кандидаты только думских партий. Кандидаты от остальных партий должны собрать в свою поддержку 100 тыс. подписей, самовыдвиженцы — 300 тыс. У ЦИКа есть 14 оснований, по которым подпись может быть признана недействительной и недостоверной, при этом зачастую подписи выбраковываются по формальным основаниям. Например, гражданин указал, что проживает в городе Курске, не указав, что это Курская область. Авторы проекта предлагают считать подпись достоверной, если адрес места жительства указан неполно, но это "не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя".
Смягчаются в законопроекте и условия для работы наблюдателей. Сейчас каждая партия обязана не позже чем за три дня до голосования сообщить территориальному избиркому личные данные наблюдателя, а также избирательный участок, на котором он будет работать. Авторы законопроекта предлагают отменить трехдневный срок.
Члены СФ предложили изменить принцип определения даты президентских выборов. По закону голосование проводится во "второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах". Сенаторы предлагают поправить ст. 5 закона "О выборах президента РФ" так, чтобы днем голосования считать "третье воскресенье", то есть 18 марта.
Перенос даты выборов "ни на явку, ни на процент голосования серьезно не влияет", заявил "Ъ" директор Института избирательных технологий Евгений Сучков. В остальном выдвинутые предложения эксперт считает "здравыми" и "лежащими в русле повышения прозрачности выборов". По его мнению, "протестные настроения возникали в том числе из-за всяких пакостей, которые были заложены в последние годы в избирательном законодательстве". К таковым господин Сучков относит "трудности со сбором подписей граждан, с наблюдением в день голосования". "Для власти все это мелочи, но не надо возбуждать протестные настроения по мелочам",— считает эксперт.
Это "движение в положительном направлении", заявил "Ъ" сопредседатель движения в защиту прав избирателей "Голос" Андрей Бузин. "К открепительным удостоверениям слишком много претензий, их давно можно было заменить заранее подаваемыми заявлениями, поскольку у нас существует единый реестр избирателей",— считает он. Однако для оппозиционеров самым спорным оказалось именно предложение об отмене открепительных удостоверений. До сих пор они использовались для так называемого электорального туризма, когда группа граждан в день выборов организованно ездила от одного избирательного участка к другому для голосования. Побеждали на таких участках обычно кандидаты от партии власти. Нововведение с подачей заявления на голосование прямо на участке первый зампред думского комитета по конституционному законодательству справоросс Михаил Емельянов назвал "очень сомнительным моментом". По его мнению, сохраняется опасность массового многократного голосования. "Позволить гражданину по заявлению голосовать там, где он не проживает,— это еще хуже, чем открепительные удостоверения",— считает справоросс. "Эти удостоверения вводились как раз для контроля за голосованием не по месту жительства,— напомнил "Ъ" депутат от ЛДПР Сергей Иванов.— Но использовали их для других целей, достичь которых с отменой удостоверений будет намного проще".
Секретаря ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе Сергея Обухова насторожило возможное снижение максимума избирателей на одном участке. "В каких случаях и как применяется пониженный максимум, авторы не говорят",— подчеркнул коммунист. По его мнению, законопроект "легализует практику спонтанного создания дополнительных избирательных участков за два дня до выборов, как это было в президентскую кампанию 2012 года". "Дважды на выборах 2008 и 2012 годов мы обнаруживали в Нижнем Новгороде избирательный участок, открытый при кладбище, где мог проголосовать любой желающий",— напомнил господин Обухов, считающий, что "теперь это, похоже, станет законным".