Мост в четверть готовности
Строители моста через Керченский пролив наращивают активность на морских участках
ООО «Стройгазмонтаж», подрядчик проекта транспортного перехода через Керченский пролив, отчитался перед заказчиком о завершении работ на 55 млрд рублей, что составляет около четверти сметной стоимости объекта. В преддверии теплого сезона строители начинают активизировать работы в акватории пролива. Работы в проекте идут по графику – открытие автотранспортного перехода намечено на декабрь 2018 года.
«Готовимся к лету – производим перегруппировку сил, выдвигаем основные производственные звенья на морские участки», – начальник ФКУ «Упродор «Тамань» Роман Новиков широким жестом обводит акваторию Керченского пролива, указывая в сторону крымского берега. Площадка над строящейся опорой арочного пролета, где мы стоим, – крайняя точка моста, до которой можно добраться по суше. Отсюда до крымского берега, кажется, рукой подать – на склоне мыса Ак-Бурун отчетливо видны кусты и деревья, а чуть дальше – Керчь, которую сегодня скрывает полоса дождя.
Будущая опора арочного пролета пока выглядит как обычная строительная площадка – бетонное поле, пучки арматуры, вспышки сварочных аппаратов, но Роман Новиков уже видит образ фарватерного участка в перспективе: «В Керчи идет работа по сборке арочного пролета, к августу мы рассчитываем завершить строительство опор и приступить к монтажу судоходных пролетов моста», – говорит руководитель ФКУ «Упрдор «Тамань». Картинка на схеме впечатляет – над проливом будет воздвигнута изящная 45-метровая арка, под которой предстоит проходить судам, идущим через Керченский пролив.
Вообще картинки и схемы моста на строительной площадке повсюду, хотя пока мост на эти картинки похож не очень, скорее он напоминает пунктирную линию на серо-синем фоне моря: восемь участков проекта находятся в разной стадии готовности, часть из них проходит над морем, часть – по дамбе на косе Тузла и по острову Тузла. Рядом со строящимся мостом живут своей жизнью технические вспомогательные мосты, по которым сейчас можно проехать до крайней сухопутной точки проекта.
Леонид Рыженькин, директор по строительству транспортного перехода через Керченский пролив ООО «Стройгазмонтаж», на вопрос о степени готовности моста отвечает встречным вопросом – в каких единицах измеряем готовность? Если в рублях – то на сегодняшний момент заказчик принял у подрядчика и оплатил работ на 55 млрд рублей, что составляет примерно четверть стоимости проекта – 227 млрд рублей. Физические объемы выполненных работ оценить сложно, так как этапы реализации проекта идут параллельно – это устройство фундаментов и сооружение опор, сборка и монтаж пролетных строений, создание автодороги и железнодорожных путей.
«Вопрос о том, сколько километров моста построено, не совсем корректен, – говорит Леонид Рыженькин. – На текущий момент готово 267 опор транспортного перехода, погружено более 200 километров свай, во второй половине текущего года мы планируем приступить к асфальтированию автомобильного перехода, а к концу 2017 года должно быть готово около 14 км покрытия».
По словам руководителя проекта, работы идут строго по графику, в декабре 2018 года должен быть запущен автомобильный переход, в декабре 2019 года – железнодорожный. «Проект является уникальным по срокам проектирования и строительства, а условия его создания специалисты оценивают как сложные, несмотря на то, что мост находится в южном регионе России. Минувшая осень была суровая, а по зиме набралось более тысячи штормовых часов, когда работать на море было нельзя. Но производственный процесс у нас организован так, что работы не останавливаются даже при штормовой погоде: рабочие были переориентированы на те виды работ, которые можно выполнять на берегу – сборка свай, вязка арматуры и другие», – рассказал господин Рыженькин.
В ожидании теплой погоды строители начали перегруппировку сил на морские участки работы, в летний сезон темпы строительства должны существенно вырасти. Более четырех тысяч строителей из всех регионов России ежедневно выходят на строительную площадку моста через Керченский пролив, работы идут круглосуточно, не прекращаясь ни в шторм, ни в дождь, ни в жару. Мост приобретает реальные очертания, на него уже сейчас можно подняться и своими глазами увидеть – до Крыма рукой подать.