"Северная Корея ведет себя очень плохо"
Вашингтон больше не хочет стратегически терпеть Пхеньян
Администрация Дональда Трампа будет придерживаться максимально жесткого подхода к Пхеньяну и не исключает военного решения ядерной проблемы КНДР. В этом руководство Японии и Южной Кореи заверил госсекретарь США Рекс Тиллерсон в ходе своего первого азиатского турне. При этом американские власти не считают целесообразным возобновление шестисторонних переговоров с Пхеньяном. В ответ в МИД РФ вчера заявили, что "альтернативы политико-дипломатическому урегулированию нет" и что США и их союзники не делают ничего для выхода из "порочного круга напряженности" на полуострове. Дипломатическая перепалка подтвердила предположения о том, что корейская проблема наряду с иранской станет одним из главных внешнеполитических разногласий между Москвой и Вашингтоном.
"Политические и дипломатические усилия провалились"
"Провокационные действия Северной Кореи", продолжающей тестовые запуски баллистических ракет и грозящей "беспощадными ударами" по США и их союзникам, стали лейтмотивом первого турне Рекса Тиллерсона по странам Азии. В ходе своей первой остановки — в Токио — американский госсекретарь заявил: "КНДР и ее народ не должны бояться США и других соседей, которые хотят жить в мире с Северной Кореей". Однако последующие заявления свидетельствовали о том, что, по мнению Вашингтона, сама Северная Корея не хочет мира со всеми остальными.
Приземлившись в Южной Корее, Рекс Тиллерсон первым делом посетил демилитаризованную зону, которая делит Корейский полуостров на две части, а также встретился с расквартированными на южнокорейской земле американскими солдатами. И только после этого провел переговоры с премьером Хван Ге Аном (временно исполняет сейчас и обязанности президента) и главой МИДа Юн Бен Се. Прозвучавшие заявления свидетельствовали: администрация Дональда Трампа максимально жестко подходит к северокорейской проблеме. "Не хотим доводить до военного столкновения, но если Северная Корея предпримет действия, угрожающие Южной Корее и американским войскам, то в ответ будут приняты меры",— заявил Рекс Тиллерсон, признав, что так называемое "стратегическое терпение в отношении КНДР исчерпано".
По мнению господина Тиллерсона, "политические и дипломатические усилия последних 20 лет, направленные на денуклеаризацию Северной Кореи, провалились" — что требует поиска нового подхода к Пхеньяну. Эту мысль подтвердила постпред США в ООН Никки Хейли, в интервью CNN заявившая: формат шестисторонних переговоров себя не оправдал и Вашингтон не собирается к нему возвращаться. Напомним, переговоры с участием России, КНДР, Южной Кореи, США, Китая и Японии начались в августе 2003 года, и вскоре Пхеньян согласился заморозить ядерную программу и начать демонтаж реактора в ядерном комплексе в Йонбене. Однако в 2008 году переговоры зашли в тупик, и договоренности были сорваны.
"Формат действительно себя исчерпал — переговоры превратились в попытку задавить Север, а потом встали. Сейчас США не могут пойти на переговоры с КНДР, так как это сулит им слишком большие репутационные потери: Пхеньян столь активно демонизировали, что теперь это будет выглядеть как сделка с дьяволом,— заявил "Ъ" ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов.— И упомянутая Тиллерсоном политика "стратегического терпения" также не принесла плодов — а заключалась она в том, что Северная Корея должна просто сама умереть под санкциями". Другой собеседник "Ъ", старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, экс-посол России в Южной Корее Георгий Кунадзе дал понять, что провал переговоров стал логичным следствием "специализации КНДР на шантаже международного сообщества всеми подручными средствами". "Шантаж почти всегда заканчивается каким-то мутным компромиссом, а в итоге Пхеньян продолжает приготовления к ядерной войне и делает все новые угрожающие заявления",— отметил эксперт.
Комментируя слова Рекса Тиллерсона о возможности военного ответа Пхеньяну, Георгий Кунадзе заявил: "Администрация Дональда Трампа за словом в карман не лезет и может заявить много о чем, но здравый смысл все-таки у ее представителей есть. На моей памяти возможность военных действий против КНДР рассматривалась первый раз в 1990-х годах. И уже тогда было общее мнение, что военные действия могут унести жизни десятков миллионов человек, превратить Корейский полуостров в зону радиоактивного заражения и поэтому смысла не имеют. Не думаю, что с тех пор что-то изменилось".
Москву и Пекин подталкивают к корейской проблеме
Власти США дают понять, что ключ к решению ядерной проблемы КНДР находится в руках Пекина и Москвы. "Северная Корея ведет себя очень плохо. Они (власти КНДР.— "Ъ") играли с США годами. А Китай мало что сделал, чтобы помочь нам",— написал вчера в Twitter Дональд Трамп. А Никки Хейли добавила Россию в список тех, кто должен "выступить и показать, что так же, как и США, обеспокоен Северной Кореей".
Власти России и Китая, однако, пока выражают больше тревоги в связи с политикой США, а не КНДР. Представитель китайского МИДа Хуа Чуньин, комментируя высказывания Рекса Тиллерсона о необходимости нового подхода, заявила: "Если у США или любой другой страны есть предложения получше, пусть выскажут их". В Пекине по-прежнему выступают за возобновление шестисторонних переговоров и против начавшегося 7 марта размещения в Южной Корее американских зенитно-ракетных комплексов THAAD (согласно официальной позиции Вашингтона, с целью сдерживания КНДР). Повлиять на мнение властей КНР попытается Рекс Тиллерсон, который сегодня проведет переговоры в Пекине.
В Москве также не выражают согласия с жестким курсом Вашингтона. "Президент Трамп склонен к односторонним действиям во многих ситуациях, которые до этого удерживались в режиме нормализации благодаря многосторонним усилиям",— заявил вчера глава комитета Совета федерации по международным делам Константин Косачев. В качестве примеров он помимо корейской проблемы привел деятельность ближневосточного квартета по урегулированию палестино-израильского конфликта и достижение соглашения по иранской ядерной программе. Напомним, подписание в 2015 году этого документа стало одним из немногих примеров внешнеполитического сотрудничества России и США после начала украинского кризиса.
Дональд Трамп, однако, называет соглашение "худшей сделкой" из всех возможных, намекая на возможность пересмотра его условий. "Хочется пожелать лишь одного — чтобы искушенность и здравомыслие пришли наконец к этим (американским.— "Ъ") политикам до того, как они успеют наломать дров в сложнейших вопросах международной повестки",— резюмировал вчера Константин Косачев.
"Мы не видим альтернативы политико-дипломатическому урегулированию",— заявил вчера "РИА Новости" источник в МИД РФ, комментируя заявления о бессмысленности шестисторонних переговоров по корейской проблеме. А заместитель главы ведомства Игорь Моргулов в интервью японскому информагентству "Дзи-Дзи Пресс" дал понять, что всю вину за нагнетание напряженности нельзя возлагать на Пхеньян: "Мы предлагаем взглянуть на ситуацию комплексно, с тем чтобы разорвать порочный круг напряженности, когда в ответ на северокорейские ракетно-ядерные "эксперименты" следуют шаги США и их союзников по активизации учений и другой военной деятельности, что, в свою очередь, подталкивает Пхеньян к новым вызывающим действиям".
Георгий Кунадзе уверен, что Северная Корея — "как бы успешно она ни изображала общее помешательство вождя и народа" — в любом случае не будет переходить черту, всерьез провоцируя начало военного конфликта. Однако и смягчать риторику власти КНДР не собираются. "Сегодняшние реалии явно доказывают, что единственный путь защиты мира и стабильности на Корейском полуострове в условиях ядерной угрозы и шантажа со стороны США и других враждебных сил — это дальнейшее укрепление в качественном и количественном порядке наших собственных ядерных сил",— заявил накануне посол КНДР в РФ Ким Хен Чжун.
По данным источников телекомпании CNN в Пентагоне и разведывательном сообществе США, в последнее время вблизи военных объектов КНДР фиксируется рост активности, что может говорить об одном — военные и ученые готовят очередную серию ядерных испытаний или запусков баллистических ракет.