Правила игры

в доработку «закона Яровой» изучает корреспондент отдела медиа и телекоммуникаций Юлия Тишина

Как выяснилось, над реализацией проблемного "закона Яровой" работают не только чиновники и менеджеры операторов связи, но и студенты юрфака МГУ и МГЮА. Поправки, которые готовили семеро учащихся, оказались у "Ъ". Основная идея студентов — дать возможность операторам связи и организаторам распространения информации выполнять обязанность по хранению пользовательских данных, которая вводится с 1 июля 2018 года, двумя способами: самим и с помощью юрлица, оказывающего услуги универсального хранения информации, выбираемого правительством на открытом конкурсе. Цена договора на оказание услуг не может превышать 2% от выручки оператора связи за расчетный период. По замыслу студентов, если оператор, оказывающий услуги на территории максимум одного субъекта РФ, оказался "на грани ликвидации" либо суд установил наличие признаков его банкротства, информация, собранная этим оператором по "закону Яровой", должна быть обязательно передана оператору универсального хранения.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Идея централизованного хранения данных не нова, такая возможность обсуждалась почти сразу после подписания закона. В 2016 году Минпромторг предлагал доверить обязательства по хранению данных Национальному центру информатизации (входит в "Ростех"). Главным аргументом в пользу создания единого оператора данных была экономия за счет унификации технических решений. Но идею не поддержали участники рынка, а ФСБ вовсе выступила против появления посредника.

Кроме того, для реализации предложений Минпромторга потребовались бы очередные правки закона "О связи", обязывающего операторов самостоятельно, без передачи третьим лицам осуществлять хранение. Но если наделить операторов правом передавать информацию для целей хранения другим лицам, региональные игроки решат свои проблемы, считают студенты. На региональных операторов ляжет треть затрат, связанных с реализацией "закона Яровой", оценивала Ассоциация кабельного ТВ России. Общие расходы компаний составят от 3 трлн (оценка ФСБ РФ) до 4,5 трлн руб. (прогноз Минкомсвязи).

Студенты обратили внимание на проблемы, которые остались за периметром обсуждения законопроекта с участием федеральных игроков,— как будет организовано хранение для небольших операторов, отмечает директор по связям с госорганами "МегаФона" Дмитрий Петров. Слабое место поправок — в оценке стоимости хранения, указывают другие эксперты. 2% от выручки всех российских операторов связи составляет не более 34 млрд руб., подсчитал аналитик "Финама" Тимур Нигматуллин. Для рынка это посильные расходы, но они могут быть недостаточны, резюмирует гендиректор "ТМТ Консалтинга" Константин Анкилов.

Вся лента