«Алтайвагон» утроит выпуск вагонов
Предприятия группы показывают предельную загрузку
«Алтайвагон», один из трех ведущих производителей вагонов в России, планирует втрое увеличить выпуск вагонов, и вдвое — химического оборудования в своем кемеровском филиале, заводе «Кемеровохиммаш». В компании «СДС-маш», в которую входит завод, рост производства связывают с последствиями запрета на продление срока службы старых вагонов и прямым бюджетным субсидированием вагоностроения. Эксперты также объясняют рост вагоностроения именно этими факторами, особенно прямой господдержкой, которая еще окажет положительное влияние на отрасль.
Вчера кемеровский филиал АО «Алтайвагон» — завод «Кемеровохиммаш» отправил на кемеровское КАО «Азот» первую партию новой продукции, 58 цистерн для перевозки сжиженного аммиака. Новое производство цистерн, которые на территории бывшего СССР выпускал только украинский завод «Азовмаш», было запущено на «Кемеровохиммаше» в начале нынешнего года. «Азот» закажет в этом году еще 207 цистерн отпускной ценой 3 млн руб. за шт., сообщил гендиректор АО ХК «СДС-маш» (отраслевое подразделение кемеровского холдинга СДС) Александр Мирошник.
Запуск нового производства обошелся заводу в 42 млн руб., его мощность — две цистерны в сутки. Помимо них, кемеровский филиал выпустит в этом году 58 пожарных вагонов и 300 контейнер-цистерн по заказу Осиповичского вагоностроительного завода в Белоруссии. «Им нужно 2 тыс. штук для выполнения заказа из Чехии, но мы сможем сделать не больше 300, загрузка завода уже предельная»,— пояснил господин Мирошник.
АО «Алтайвагон» входит в состав ХК «СДС-маш» холдинга «Сибирский деловой союз», у предприятия три производственные площадки — в Новоалтайске, Рубцовске (Алтайский край) и в Кемерово («Кемеровохиммаш»). В 2014 году выручка АО составила 15,7 млрд руб., чистый убыток — 23,1 млн руб., в 2015 — 10 млрд руб., чистый убыток — 215,5 млн руб.
Директор «Кемеровохиммаша» Сергей Чижов добавил, что кемеровский филиал стал выпускать больше продукции химического направления по заказу компаний нефтегазового сектора. Резервуары на 43 млн руб. заказала «Роснефть», на 37 млн руб. — «Стройтрансгаз» для строительства газопровода «Сила Сибири», «Сибур» заказал теплообменник стоимостью 2 млн руб.
Запуск нового производства в Кемерово — только один из показателей наметившегося роста на «Алтайвагоне». По оценке господина Мирошника, в 2017 году выпуск вагонов увеличится почти в три раза — до 10 тыс. штук, выпуск литья на Рубцовском филиале вырастет в 2,3 раза, с 24 тыс. до 56 тыс. т. Выручка в 2017 году составит 24 млрд руб. — вдвое больше, чем в 2016 году. Инвестиции в развитие в 2017 году составят 586 млн руб. против 120 млн руб. в прошлом году.
Рост вагоностроения вызван увеличением спроса из-за государственного запрета на продление срока службы старых вагонов, объяснил гендиректор ХК «СДС-маш». В результате в 2015–2016 годах из оборота было изъято 215 тыс. старых вагонов, в этом году — еще 60 тыс. Кроме того, государство субсидирует вагоностроение — в этом году из федерального бюджета будет выделено 5 млрд руб. Сколько из них получит «Алтайвагон», Александр Мирошник затруднился оценить.
Российское вагоностроение развивается успешно, в 2016 году выпуск вагонов вырос с 30 тыс. до 36,6 тыс. штук (+22%), говорит ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. На это повлияли не только ограничения на эксплуатацию старых вагонов, но и реализация государственных планов по увеличению железнодорожных грузоперевозок, субсидирование технологического перевооружения транспортного машиностроения, поддержка покупателей инновационных вагонов. Поскольку заявлены и другие меры поддержки этой отрасли, «производители не остановятся в своем росте через некоторое время, их продукция будет востребована», прогнозирует эксперт.