В Японию со своим самоваром
«220 Вольт» намерен освоить новый рынок
Розничный ритейлер товаров для дома и ремонта «220 Вольт», воспользовавшись сложившейся ситуацией в экономике России и диспаритетом цен на товары от иностранных производителей, начнет экспорт японского электрооборудования Hitachi обратно в Японию. Эксперты считают «финт» потенциально эффективным, но не думают, что он станет массовым.
В компании рассказали, что идея о реэкспорте возникла после сравнения цен на электрооборудование Hitachi в Японии и России. На острове техника этого бренда стоит примерно на 40% дороже, чем в нашей стране. По словам генерального директора «220 Вольт» Алексея Федорова, это следствие уникальной ситуации в экономике России. «Из-за девальвации рубля цены в долларах выросли на 50%, многие зарубежные производители вынуждены реализовывать здесь свое оборудование с большим дисконтом, чтобы удержать долю российского рынка»,— сообщил он.
По данным господина Федорова, сейчас на складах официального представительства Hitachi в России имеется техники на 300-400 млн рублей, это приблизительно 20 тыс. единиц электрооборудования. Компания достигла соглашения с представительством о реализации проекта экспорта техники обратно в Японию. Кроме того, ритейлер договорился через отечественный банк-партнер о сотрудничестве с японской национальной платежной системой JCB. «В течение полугода наши IT-специалисты работали над интеграцией JCB на наш сайт, чтобы японские клиенты смогли расплачиваться за товар картами этой платежной системы. Это была самая сложная часть проекта. Кроме того, в рамках сотрудничества JCB обеспечит в Японии маркетинговое сопровождение товаров Hitachi, которые будут продаваться у нас»,— рассказывает господин Федоров.
Сейчас компания ведет переговоры с японским онлайн-маркетплейсом, с которого клиенты будут перенаправляться на специально созданную страницу ритейлера на японском языке, где они смогут покупать технику Hitachi, расплачиваясь картами JCB. Стоит отметить, что ритейлер не будет нести расходов на логистику, поскольку поставки в Японию будут осуществляться почтовыми операторами. «Конечно, не будет официального гарантийного обслуживания, но возможность купить технику на 40-50% дешевле — это весомый аргумент. Кроме того, известно, что японцы — очень закрытая нация и покупают только произведенное в Японии»,— рассказал Алексей Федоров. Начать экспорт в Японию планируется в июне 2017 года.
В компании не исключают, что попробуют работать с этой схемой и в отношении брендов из других стран, производители которых также поставляют технику в России с весомым дисконтом, вызванным нежеланием потерять российский рынок сбыта из-за курсовой разницы валют.
По словам генерального директора ИА «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, реализация подобной схемы — вещь крайне редкая, если не сказать уникальная. «Обычно международные производители брендированных товаров соблюдают жесткую коммерческую политику для каждой страны в вопросах, касающихся продуктовой линейки, ценообразования, и жестко ограничивают любые несогласованные трансграничные перемещения товаров. С другой стороны, резкая девальвация рубля в 2015-2016 годах вызвала достаточно интересные события — например, из Европы в Россию ездили покупать "Айфоны", потому что у нас они в пересчете на евро были дешевле. Зарубежные производители вынуждены были пожертвовать частью своей маржи, чтобы не потерять рынок сбыта в условиях резкого падения покупательской способности населения, поэтому возник ценовой диспаритет, достаточно заметный для того, чтобы с выгодой экспортировать товары обратно в страну производителя, несмотря на то, что в России высокие как таможенные пошлины, так и налог на добавленную стоимость. Я думаю, главное то, что "220 Вольт" не побоялся спросить производителя, возможна ли такая схема, и неожиданно производитель не отказал. Это смелый и оригинальный ход, который точно не станет массовым, но может быть очень успешным»,— высказался господин Бурмистров.
Стоит отметить, что реэкспортом является не всякая процедура экспорта импортированных товаров. Юристы говорят, что реэкспорт предполагает под собой вывоз с территории РФ ранее ввезенных товаров без уплаты или с возвратом сумм таможенных пошлин и налогов. При этом товар изначально не должен быть предназначен для реализации на внутреннем рынке.
Екатерина Ващилко, юрист адвокатского бюро А2, отмечает, что в данном случае речь идет не о реэкспорте, а об экспорте товаров, ранее импортированных в Россию с целью продажи на внутреннем рынке. «Это важно, поскольку в таком случае речи о возврате импортных пошлин быть не может. Не подлежит в таком случае оплате только вывозная экспортная пошлина, поскольку ею товары, произведенные за пределами РФ и ТС и вывозимые с их территории, не облагаются. Схема, скорее всего, будет выглядеть так: продукция импортируется в Россию для внутреннего потребления, уплачивается ввозная пошлина, далее товар поступает в оптовую или розничную продажу, приобретается компанией "220 Вольт" и продается либо непосредственно потребителям в Японии через интернет-магазины, либо некоей компании — резиденту Японии, в адрес которой экспортируется приобретенный товар с целью последующей продажи»,— рассказывает госпожа Ващилко.
Она подчеркивает, что, с точки зрения закона, нарушений тут нет, однако остается нерешенным вопрос относительно того, какую выгоду от продажи собственной продукции на японском рынке по ценам ниже рыночных будет получать производитель. «Во-вторых, техника будет "серой", то есть не сертифицированной для продажи и использования в Японии. В-третьих, в случае, если с российской компанией будет заключен официальный договор о дистрибуции техники в Японии, это может вызвать вопросы у других участников рынка, которые могут обратиться в антимонопольные органы страны с жалобой на создание нерыночных преимуществ в отношении конкретного участника производителем, а это может повлечь весьма серьезные штрафы для самой Hitachi»,— высказалась госпожа Ващилко.