Права апатридов сверят с Конституцией
Суд просят освободить тех, кого некуда депортировать
Конституционный суд (КС) 18 апреля рассмотрит жалобу не имеющего гражданства уроженца Грузии Ноэ Мсхиладзе, который с 2015 года находится в Центре временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ) Санкт-Петербурга, дожидаясь выдворения из России, осуществить которое невозможно. Из-за пробела в законодательстве апатриды фактически бессрочно заточены в спецучреждениях УФМС, хотя нахождение их там не имеет никакой цели.
Адвокаты заявителя Ольга Цейтлина и Сергей Голубок оспорили в КС нормы КоАП о нарушении миграционного режима, в соответствии с которыми иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого судом вынесено решение об административном выдворении, может находиться в специальных учреждениях временного содержания иностранных граждан системы МВД России до двух лет (срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания). При этом никакой процедуры их освобождения, если исполнение постановления о выдворении фактически невозможно, российское законодательство не предусматривает. Из-за пробела апатриды содержатся в спецучреждениях УФМС, хотя нахождение их там не имеет никакой цели.
Ноэ Мсхиладзе родился в 1972 году в Грузии, в 1988 году приехал в Ленинград, где окончил школу. С начала 1990-х годов он проживает в Санкт-Петербурге, не имея гражданства, завел семью, был неоднократно судим. В 2014 году после его освобождения из мест лишения свободы Минюст принял решение о нежелательности пребывания апатрида в РФ. Суды Санкт-Петербурга оштрафовали его на 5 тыс. руб., предписав административное выдворение за пределы РФ с помещением в ЦВСИГ УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Но власти Грузии не считают его своим гражданином и отказываются принять на своей территории. «Нет ни одного другого государства, в которое он мог бы на законных основаниях въехать. В итоге он продолжает находиться в специальном учреждении, хотя даже судебные приставы признали, что выдворить его просто невозможно»,— пояснил “Ъ” господин Голубок.
Авторы жалобы считают такую практику нарушающей Конституцию, ссылаясь, в частности, на решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), признавшего в 2014 году по делу «Ким против России», что лишение свободы в целях выдворения перестает быть законным тогда, когда исчезает «реалистичная возможность» такого выдворения. Но суды общей юрисдикции учесть это решение и освободить Ноэ Мсхиладзе на основании требований Конвенции по правам человека ЕСПЧ отказались, и теперь его судьба зависит от вмешательства КС.
Отметим, что ЕСПЧ ранее коммуницировал жалобу антидискриминационного центра «Мемориал», поданную адвокатом Ольгой Цейтлиной от имени Ноэ Мсхиладзе на условия содержания и длительный срок его заточения без возможности обжалования и освобождения. Европейский суд предложил РФ представить свои замечания и ответить на вопросы, касающиеся этого дела: о соответствии Конвенции условий и сроков содержания заявителя в ЦВСИГ, о доступе Ноэ Мсхиладзе к судебной защите и своевременности рассмотрения его жалоб на постановление о заключении под стражу и продлении сроков задержания. Из четырех нарушений, заявленных в жалобе, Россией признано лишь одно, касающееся длительности рассмотрения жалоб Ноэ Мсхиладзе в суде. Но правительство РФ признало правомерным бессрочное содержание Ноэ Мсхиладзе в ЦВСИГ, сославшись на отсутствие в законодательстве РФ норм, позволяющих суду освобождать апатридов. Соответствуют конвенции, по мнению РФ, и условия, в которых содержится заявитель, хотя требования по улучшению условий содержания в ЦВСИГ, предписанные ЕСПЧ в деле «Ким против России», власти РФ не исполнили.
Как правозащитники заступились за выдворяемых из России мигрантов
В течение последних трех лет происходит «массовое изгнание» трудовых мигрантов из РФ. К такому выводу пришли в мае правозащитники, проанализировавшие судебную практику по делам об административных выдворениях из России. Эксперты комитета «Гражданское содействие», подготовившие на этот счет специальный доклад, указывали на многочисленные нарушения прав мигрантов во время судебных заседаний и «формальные» решения, которые принимают судьи. Читайте подробнее