"Хорошие колеса" катятся на IPO
Компания намерена реализовать до 20% акций
ПАО "Хорошие колеса", один из крупнейших в Петербурге поставщиков шин и дисков, намеревается выйти на IPO и предложить инвесторам от 10 до 20% своих акций. По оценкам экспертов, в результате размещения компания сможет привлечь 50-100 млн рублей, но найти инвесторов ей будет нелегко.
Как стало известно "Ъ", крупный поставщик шин и дисков, ПАО "Хорошие колеса", планирует выйти на IPO. Об этом "Ъ" вчера рассказал Юрий Зубов, управляющий партнер и совладелец организации. "В июне 2016 года мы зарегистрировали публичное акционерное общество. Мы прошли листинг и зарегистрировались на Петербургской бирже, сейчас работаем над тем, чтобы выйти на Московскую биржу. Торгов пока не было. Занимаемся подготовкой к роуд-шоу", — уточнил господин Зубов. Он отметил, что решение стать публичной компанией было принято, в том числе, из-за резкого скачка процентов по кредитам. "При подготовке к сезону всегда происходит большое накопление товара на складах, собственных оборотных средств не хватает и приходится кредитоваться. Но когда кредитуешься под 25%, экономика получается не очень интересная. И мы решили, что готовы продать от 10 до 20% акций компании", — рассказал Юрий Зубов.
Кроме того, компания решила предоставлять услуги страхования на территории собственных шинных центров под своим брендом. Так, в феврале руководство договорилось о сотрудничестве со страховым брокером "Русстар", который получил право использовать бренд компании и открыл ООО "Хорошие колеса Страхование". "У нас 4 тыс. корпоративных клиентов с совокупным автопарком более чем 25 тыс. легковых и грузовых машин, — говорит господин Зубов. — В рамках автострахования мы планируем собрать более 500 млн рублей страховых премий. Если подключить страхование грузоперевозок, эта цифра возрастет на 10-15%". "Хорошие колеса" планируют получить 10-15% с выручки брокера.
По информации "СПАРК-Интерфакс", согласно данным консолидированной отчетности ПАО "Хорошие колеса" по МСФО, на второй квартал 2016 года активы общества составили 2,2 млрд рублей, выручка — 1 млрд рублей, чистая прибыль — 2,8 млн рублей. Компания в равных долях (по 33,31%) принадлежит Анатолию Агашину, Юрию Зубову и Александру Гринбергу. Всего у компании 25 шинных центров в Петербурге и на трассе Санкт-Петербург — Москва. Также работает интернет-магазин. Свою долю на рынке шин Петербурга и Ленинградской области компания оценивает в 14-16%.
По мнению Дмитрия Кумановского, начальника аналитического отдела ИК ЛМС, оценочная стоимость компании составляет около 400 млн рублей. Таким образом, в ходе IPO "Хорошие колеса" смогут привлечь 50-100 млн рублей, подсчитал эксперт. "Компании придется доказывать инвесторам, что бизнес будет расти, так как при текущих объемах и показателях прибыли о выплате дивидендов говорить не приходится. Единственное, на чем могут заработать инвесторы, так это на курсовой разнице", — думает господин Кумановский. По его оценкам, рынок шин сейчас не растет, а скорее сжимается. "Потребители переориентировались на более дешевый ценовой сегмент, а крупные автопарки спецтехники не наращивают мощности. Компании подобного рода редко выходят на IPO, так как их бизнес цикличен и зависит, в том числе, от сезонности", — отмечает эксперт.
Алексей Калачев, эксперт-аналитик ГК "Финам", говорит, что вряд ли заинтересовался бы акциями компании. "Мне кажется, они здорово и неоправданно раздули капитал перед выходом на IPO. Притом, что само ПАО — фактически недавно созданная управленческая оболочка с небольшим оборотом. В отчете за 2016 год 10,3 млн рублей прочих доходов и 10,9 млн прочих расходов, ноль выручки, 2,26 млн управленческих расходов и 1,88 млн чистый убыток — это все. Тем не менее валюта баланса составляет 4,29 млрд рублей, причем 4,28 млрд рублей из них — финансовые вложения (в активе), соответствующие той же сумме, фигурирующей в качестве переоценки внеоборотных активов (в пассиве)", — сокрушается аналитик.
Господин Калачев добавляет, что из пояснений видно, что это переоценка вкладов в уставной капитал дочерних компаний, проведенная ООО "Балткам". "Не знаю, чем руководствовался "Балткам", переоценивая стоимость дочерних компаний ПАО "Хорошие колеса" (прежде всего крупнейшую из них и основную в бизнесе группы — ООО "Компания "Хорошие колеса""), по доступной мне отчетности за 2015 год, все это вместе можно от силы оценить в 1 млрд рублей, а то и ниже. Да и такого оценщика, как ООО "Балткам", я не нашел. Есть только ООО "Балткам" — сеть магазинов запчастей. Таким образом, инвестиции в акции компании на IPO мне кажутся рискованными для частных инвесторов", — отмечает Алексей Калачев.
Аналитик предполагает, что, возможно, получив средства на IPO, компания намерена вложить их в развитие — и тогда все вопросы оценки будут сняты. "Это одна из целей, с которой развивающиеся компании выходят на биржу. Первая цель — привлечение инвестиций в развитие. Другой целью, как правило, у владельцев уже достаточно развитого бизнеса является желание получить объективную рыночную оценку своего бизнеса и часть этой оценки монетизировать путем продажи части своих акций на бирже. Обращение акций компании на бирже позволяет определить рыночную капитализацию компании и повысить ликвидность бизнеса", — поясняет аналитик ГК "Финам".
Алексей Калачев предупреждает, что далеко не каждой компании с невысокой капитализацией удается получить достойную оценку, да и ликвидность такого рода акций на бирже очень низкая, а обороты с ними невелики.