"Мегафон" хотят обойти конкуренты
в тоннелях метрополитена
Операторы сотовой связи до сих пор не разрушили монополию ПАО "Мегафон" на мобильную связь в тоннелях метрополитена, которая существует с 2011 года. Не сумев подключиться к кабелю "Мегафона" в тоннелях, теперь конкуренты оператора совместными усилиями хотят построить собственную подземную инфраструктуру. Аналитики отмечают, что альтернативный "Мегафону" проект со временем подорожал.
Как сообщил источник "Ъ" на рынке телекоммуникации, сейчас операторы рассматривают вариант совместного строительства инфраструктуры в метрополитене, чтобы предоставлять услуги связи в перегонах между станциями в обход "Мегафона". Он пояснил, что к излучающему кабелю в тоннелях, которым обладает "Мегафон", технически невозможно подключиться другим операторам, несмотря на то, что владельца этого кабеля обязали пускать в метро конкурентов. Проект технически возможно реализовать в двух вариантах: построив или такой же излучающий кабель, как у "Мегафона", или дополнительные антенны. Об инвестициях в проект пока говорить преждевременно, отметил собеседник "Ъ".
"Мегафон" получил монополию на мобильную связь в тоннелях метрополитена во многом благодаря приобретению 100% акций ЗАО "Метроком" в 2010 году, у которого была развитая сеть в петербургском метро. Акции "Метрокома" были выставлены на открытом аукционе, но никто из операторов с "Мегафоном" за них конкурировать не стал. В итоге акции "Метрокома" были проданы по начальной цене в 2 млрд рублей. В 2011 году, спустя год после сделки, "Мегафон" запустил услуги связи в тоннелях метро. Эксперты тогда оценивали затраты по прокладке нового кабеля в 1 млрд рублей.
Затем на монополию оператора сотовой связи пожаловались конкуренты. В 2014 году ПАО "МТС" обратилось в УФАС Санкт-Петербурга с жалобой на "Мегафон", сочтя, что оператор препятствует конкурентам в доступе к своему кабелю на перегонах метро (см. "Ъ" от 19.11.2014). Спустя год УФАС возбудило дело против "Мегафона", ГУП "Петербургский метрополитен" и СПб ГУП "АТС Смольного" по признакам нарушения ч. 4 ст. 11 закона о защите конкуренции. На заседаниях по делу стороны пытались сформулировать технические условия для доступа в тоннели метро для остальных сотовых операторов.
В Tele2 рассказали "Ъ", что создана рабочая группа, которая работает над вопросом связи в тоннелях и в которую входят представители операторов. Оператор подчеркнул, что рассматривает различные варианты развития ситуации, если при существующей инфраструктуре в метро будет невозможно предложить клиентам качественные услуги.
В МТС говорят, что развертывание в тоннелях отдельной инфраструктуры параллельно с существующей — лишь один из сценариев решения вопроса, который компания может реализовать своими силами или в партнерстве с другими операторами. В "Вымпелкоме" (торговая марка "Билайн") аналогично рассматривают различные варианты улучшения покрытия внутри тоннелей, в том числе собственное строительство и сотрудничество с другими операторами.
В "Мегафоне", отвечая на вопрос "Ъ", есть ли у оператора техническая возможность пустить конкурентов в метро, заявили: ""Мегафон" предоставил технические условия всем обратившимся операторам. Дальнейшие действия операторов не зависят от "Мегафона"".
"Операторы предприняли новый заход в тоннели метрополитена, потому все предыдущие попытки закончились фиаско. С "Мегафоном" договориться не получилось, теперь, по сути, хотят договориться с метрополитеном. Или же таким образом пытаются оказать давление на "Мегафон", чтобы тот был посговорчивее по вопросам доступа к инфраструктуре", — комментирует гендиректор агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин.
По словам аналитика, в нынешних условиях построить инфраструктуру, как у "Мегафона", гораздо сложнее, чем раньше. "Размер требуемых инвестиций вырос на фоне падения рубля, а потенциал проекта снизился, так как рынок связи падает", — отмечает господин Брюквин.