Над парками нависла лесная амнистия
ОНФ опасается за судьбу зеленых поясов вокруг городов
В ОНФ опасаются, что законопроект о лесной амнистии, который разрешает гражданам, проживающим на землях лесного фонда, оформлять их в частную собственность, не позволит создать лесопарковые пояса вокруг городов. В комитете Госдумы по природопользованию отрицают такую возможность, отмечая, что лесная амнистия коснется только застроенных участков и поможет защитить лес от "разграбления". Ранее другие депутаты заявляли, что документ в нынешнем виде повлечет риски вывода лесов из общего пользования, их деградации и уничтожения.
Законопроект Минэкономики о так называемой лесной амнистии помешает созданию лесопарковых зеленых поясов — зон вокруг городов с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, заявил координатор центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Дмитрий Миронов. Он отмечает, что документ не имеет "под собой народной поддержки".
Напомним, лесная амнистия должна устранить совпадения в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и Лесного реестра, которые не позволяли гражданам, проживающим, например, в лесных поселках и военных городках, воспользоваться правами на местное самоуправление, жилище и приобретение земли в частную собственность. Одним из инициаторов амнистии выступил губернатор Подмосковья Андрей Воробьев — на территории Московской области количество пересечений сведений реестров, по данным авторов законопроекта, около 200 тыс., а площадь, покрываемая такими пересечениями, составляет 184,37 тыс. га. Например, часть территории подмосковного Красногорска имеет пересечение с лесным фондом.
По словам Дмитрия Миронова, лесная амнистия — это предложение по умолчанию узаконить нелегальную застройку: "В этих условиях создание "зеленого щита" станет просто невозможным, так как значительная часть лесных земель, предназначенных для лесопарковых зеленых поясов, окажется в частных руках". В WWF также опасаются, что принятие закона в нынешнем виде приведет к "масштабному строительству в лесах возле крупных городов, прежде всего Москвы и Петербурга", что нарушает права граждан на благоприятную среду.
В ОНФ уверены: "Все вопросы, связанные с наложением данных государственного кадастра на земли лесного фонда, возможно решить в частном порядке, не подвергая уничтожению значительной части российских лесов". Хотя, по данным Росреестра, число таких пересечений составляет от 1,5 млн до 2 млн, а "подсчитать их площадь невозможно — у половины земельных участков, в том числе в категории земель лесного фонда, нет точных границ" (см. "Ъ" от 10 апреля 2017 года).
""Зеленый щит" (создание лесопарковых поясов вокруг городов.— "Ъ") и "лесная амнистия" не пересекаются",— заявил глава думского комитета по природопользованию Николай Николаев, отметив, что в законопроекте говорится о лесных поселках, которые не могут стать лесопарковым зеленым поясом. По его словам, "лесная амнистия" поможет защитить лес от "разграбления". Ранее глава Росреестра Виктория Абрамченко рассказала "Ъ", что на случаи, когда муниципалитеты самовольно включают лесные участки в границы населенных пунктов, в законопроекте "предусмотрено право Рослесхоза обращаться в суды для защиты интересов государства".
При этом, как следует из заключения комитета Госдумы по природопользованию, приоритет сведений ЕГРН перед данными Лесного реестра, лесных планов и других материалов по лесоустройству, зафиксированный в законопроекте о "лесной амнистии", все-таки вызывает опасения членов думского комитета по природным ресурсам. Споры, связанные с двойным учетом земельных участков, возникают "и в отношении самовольно застроенных и приобретенных в результате нарушений законодательства участков из состава земель лесного фонда", говорится в документе. А представители думских комитетов по аграрным вопросам, а также по экологии и охране окружающей среды уверены, что приоритет ЕГРН повлечет риски вывода лесов из общего пользования, их деградации и уничтожения, что ухудшит состояние окружающей среды в городах. Документ будет рассмотрен в первом чтении 21 апреля (см. "Ъ" от 14 апреля).