Мясокомбинаты не поделили «Салями Министерскую»

«Каневской» подал жалобу в ФАС на конкурентов из-за спорной торговой марки

Региональное УФАС приняло жалобу от ООО «Мясоптицекомбинат „Каневской”» на ОАО «Сочинский мясокомбинат». Поводом для заявления стала претензия, поданная ОАО «Сочинский мясокомбинат» к «Каневскому» и ряду других компаний, занимающихся производством колбасы, с требованием прекратить производство и реализацию «Салями Министерской». Сочинский мясокомбинат зарегистрировал этот товарный знак в 2011 году. Каневской мясоптицекомбинат усмотрел в действиях соперника нарушение закона о конкуренции. Юристы считают, что у «Мясоптицекомбината „Каневского”» есть шансы отстоять права на производство «Министерской», если он докажет, что свою продукцию реализовывал задолго до регистрации товарного знака.

Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ

Региональное управление Федеральной антимонопольной службы приняло заявление от ООО «Мясоптицекомбинат „Каневской“» с просьбой рассмотреть претензию на нарушение ОАО «Сочинский мясокомбинат» закона о конкуренции.

Поводом для разбирательств стала претензия ОАО «Сочинский мясокомбинат» к «Мясоптицекомбинату „Каневскому”» и ряду других производителей с требованием прекратить производство и реализацию колбасной продукции под торговым наименованием «Салями Министерская» под угрозой уголовного преследования. Из содержания претензии известно, что открытое акционерное общество «Сочинский мясокомбинат» зарегистрировало товарный знак «Салями Министерская» в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (свидетельство №476066) в 2011 году. «Каневской» считает, что в действиях ОАО «Сочинский мясокомбинат» прямо усматривается нарушение ФЗ РФ «О защите конкуренции».

По словам юриста ООО «Каневской мясоптицекомбинат» Оксаны Василенко, название «Салями Министерская» не является ничьей интеллектуальной собственностью. «Это советская торговая мрака. При Советском Союзе такую колбасу выпускали многие компании, выпускают и сейчас. Это вроде „Докторской” или „Молочной”»,— пояснила госпожа Василенко. В компании не сообщают, сколько «Министерской» производит и продает предприятие, ссылаясь на коммерческую тайну.

В региональном управлении ФАС „Ъ-Кубань“ пояснили, что заявление ООО «Мясоптицекомбинат „Каневской”» находится в стадии рассмотрения. «Мы собираем всю необходимую информацию, по результатам рассмотрения либо возбудим дело, либо заявителю будет отказано»,— сказал собеседник “Ъ-Кубань“.

По информации „Ъ-Кубань“, колбасу «Салями Министерскую» выпускают помимо «Сочинского» и «Каневского» ЗАО «Мясокомбинат „Тихорецкий“», ООО «Увинский мясокомбинат», ООО «ДюбуА», ООО «Донские традиции», ООО «Колбасный цех ДСК», АО «Мясокомбинат „Новочеркасский“», ОАО «Казанский мясокомбинат», «Бабинский мясокомбинат», Группа компаний «Калинка», ЗАО «Мясоперерабатывающий концерн «КОМПУР», «НИКОЛЬСК», НОТОС КМВ, ООО «Спасский мясокомбинат», ООО «Мясокомбинат „Астраханский“», «ИНТЕР-2000», «ПО Агротехпром», ООО «Торговый дом „Орион“», ООО «Пуховичимясопродукт» (Беларусь), мясокомбинат «Федоришен» (Украина).

По словам специалиста по стандартизации и нормативно-технологической документации ООО «Донские традиции» Инны Артемовой, компания после претензии Сочинского мясокомбината приостановила выпуск продукции под спорной маркой. «Сейчас мы решаем, что делать, ситуация пока неясная. Если начнутся суды, мы понесем серьезные потери»,— сказала госпожа Артемова.

В ОАО «Сочинский мясокомбинат» не ответили на запрос „Ъ-Кубань“.

По данным системы «СПАРК Интерфакс», ОАО «Сочинский мясокомбинат» (основной вид деятельности: производство соленого, вареного, запеченного, копченого, вяленого и прочего мяса) зарегистрировано 4 ноября 1992 года, уставный капитал — 255,6 млн руб. Выручка от продаж в 2016 году составила 4,5 млрд руб., валовая прибыль — 1,8 млрд руб., прибыль — 252 тыс. руб., чистая прибыль — 53 тыс. руб. В 2015 г. компания РБК Research отнесла Сочинский мясокомбинат к двадцатке ведущих игроков российского рынка колбасных изделий. Доля выручки компании среди предприятий своего сегмента в 2015 году составила 54%.

По данным системы «Спарк Интерфакс», ООО «Мясоптицекомбинат „Каневской”» зарегистрирован 31 августа 1992 года, уставный капитал составляет 30 млн руб. Выручка от продаж в 2015 году составила 3,7 млрд руб., валовая прибыль — 414,5 млн руб., чистая прибыль — 9,4 млн руб. По величине активов общество занимает первое место в регионе в своем сегменте (производство мяса в охлажденном виде) с долей 28%. Доля компании на рынке производства колбас в регионе, по оценкам самого комбината, составляет 15%. В 2017 году общество планировало увеличить объем производства с 6,5 до 9 тыс. т.

По словам адвоката Национальной юридической компании «Митра» Алины Зеленской, судебная практика показывает, что если ответчик, к которому предъявлено требование о защите исключительных прав на товарный знак, докажет, что свою продукцию он реализовывал задолго до регистрации товарного знака истцом, то не будет оснований запрещать ему и в дальнейшем использовать соответствующее обозначение. «Таким образом, если Каневской мясоптицекомбинат докажет, что данное название было использовано при выпуске продукции до регистрации товарного знака Сочинским мясокомбинатом и по советскому рецепту, то он может продолжать использовать соответствующее обозначение. Очень много судебных споров происходит из-за так называемых „советских брендов”. Тот, кто успел зарегистрировать какой-то товарный знак, теперь угрожает исками тем, кто не успел. Хотя так называемые общедоступные названия, например „Жигулевское пиво” или „Вологодское масло”, вообще не должны регистрироваться»,— пояснила адвокат.

Елена Рыжкова

Вся лента