«Бизнес-среда становится сегодня очень динамичной»

Руководитель Woodroot Игорь Бондарь о том, как Soft Skills помогают быть успешным в меняющемся мире

Понятие Soft Skills (в переводе с английского «мягкие навыки») пока еще знакомо далеко не всем. Однако эксперты в сфере социологии и психологии утверждают, что именно Soft Skills определяют, как быстро человек движется по карьерной лестнице, продуктивно ли он выстраивает социальные связи и насколько в целом удовлетворен своими отношениями с другими людьми.
В этом году образовательная платформа Woodroot впервые на российском тренинговом рынке запустила системный курс по развитию Soft Skills. О том, какие преимущества получают люди, развивающие «мягкие навыки», в интервью рассказал руководитель образовательной платформы Woodroot Игорь Бондарь.

 

— Сейчас тема Soft Skills на слуху: например, глава Сбербанка Герман Греф в своих интервью периодически говорит о важности «мягких навыков», статьи о Soft Skills можно прочитать в ведущих деловых изданиях. Почему этой теме внезапно стали уделять повышенное внимание?

— На протяжении долгого времени люди были сосредоточены в большей степени на развитии «жестких навыков», Hard Skills, то есть своей специализации. На этом строится вся наша система образования: человек должен стать специалистом в какой-то одной узкой сфере, и чем большей компетентностью он обладает в этом предмете, тем лучше. Любая выпускная работа, будь то диплом, кандидатская или докторская диссертация, строится по принципу максимально глубокой проработки отдельного, очень узкого участка конкретной дисциплины.

А потом, когда человек получает корочку, он выходит в жизнь и она оказывается намного сложнее, чем то узкое знание, которым он обладает. Перед ним встают задачи, которым не обучают ни в одном традиционном вузе: как взаимодействовать с другими людьми, влиять на их мнение, как показать свою ценность работодателю или, если речь идет о собственном бизнесе, как привлечь к себе талантливых людей, которые захотят работать с ним в одной команде? Согласитесь, что директором завода становится не тот, кто умеет лучше всех закручивать гайки. Для движения вверх по карьерной лестнице нужны те самые «мягкие навыки», которые позволяют максимально эффективно строить отношения с другими людьми.

Сегодняшний всплеск интереса к этой теме, на мой взгляд, связан с тем, что многие транснациональные компании, которые работают в России, взращивают эти навыки в своих корпоративных университетах, и постепенно это знание переходит в более широкую среду. Люди, услышав о возможностях Soft Skills, воспринимают это как спасение, думают, что это то, что гарантирует им востребованность на рынке труда. С одной стороны, это действительно так, а с другой — не стоит забывать, что есть еще Hard Skills. Безусловно, для разных профессий соотношение «мягких» и «жестких» навыков будет разным. Есть такие специальности, где наибольший результат дают именно «мягкие навыки», где коммуникация, деловое общение, умение работать в команде играют первостепенную роль. Это управленцы, специалисты в сфере продаж и т. д.

Кстати, могу сказать о еще одной причине, по которой тема Soft Skills стала сейчас настолько популярной. Многие российские крупные компании можно назвать ровесниками бизнеса в России, им где-то 20–25 лет. И это определенный тип организаций, который начал свой рост в индустриальную эпоху. В них существует жесткая иерархия, четко выстроена вертикаль. В такой компании очень тяжело проводить любые изменения. И чтобы это сделать успешно, необходимо, чтобы человек или команда людей, которые в этом заинтересованы, очень хорошо владели Soft Skills. Потому что менять ситуацию в таких компаниях надо крайне аккуратно, исподволь влияя на мировоззрение людей.

— А надо ли таким компаниям вообще меняться?

— Бизнес-среда сегодня становится очень динамичной. Есть немало примеров, наглядно показывающих, что происходит с компаниями, которые не смогли вовремя увидеть сигналы рынка и изменить свои подходы к ведению бизнеса, продуктовую линейку и т. д. К примеру, корпорация Kodak в 2004 году стоила миллиарды, а уже через несколько лет скатилась к банкротству, потому что проморгала момент, когда появился Instagram. А ведь Instagram был запущен в течение трех недель. Разве когда-либо в мировой истории существовал период, в течение которого глобальная компания создавалась за неполный месяц? Разве в индустриальную эпоху можно было представить ситуацию, чтобы новый завод развернулся за две недели и просто обрушил традиционный рынок? А сейчас это происходит сплошь и рядом.

Поэтому для предпринимателей сейчас особенно важен навык адаптивности, который также можно отнести к Soft Skills. Фактически бизнесу сейчас нужен некий «кожный» менеджмент, когда руководитель буквально кончиками пальцев чувствует все движения рынка и умеет вовремя перестраивать компанию в соответствии с запросами клиентов.

— Какие навыки являются ключевыми в рамках понятия Soft Skills?

— Как я уже сказал, все очень сильно зависит от профессии. Но если обобщить, то в первую очередь это то, что связано с коммуникацией, социальным интеллектом, то есть умение выстраивать связи, думать вместе с командой, активно включаться в ситуацию. К Soft Skills относятся и разные виды мышления. Например, мы говорим: «У него критическое мышление». Но что это такое по сути? Это умение воспринимать информацию через определенный фильтр, находить противоречия, зоны, которые надо исправить или как-то на них повлиять. В противоположность этому существует генеративное мышление, когда я, слушая человека, думаю, как мы можем что-то вместе создать или улучшить. И тот, и другой вид мышления необходимы в разных ситуациях.

Еще один ключевой «мягкий» навык — умение давать людям обратную связь высокого качества. Это супервостребованный навык, который тоже постепенно проникает к нам через корпоративную среду, через педагогические технологии. Я несколько лет назад очень активно заявлял эту тему на всех публичных площадках, но меня не совсем понимали, говорили: «Ну что это за тема? Расскажите лучше про лидерство, про успех!» Но на мой взгляд, все это взаимосвязано. Невозможно стать эффективным лидером и вести за собой других, если ты не можешь дать обратную связь высокого качества. Невозможно самому ускоренно развиваться, если ты не знаешь, как это делать. Невозможно вдохновлять других и быть интересным, если ты все время говоришь о себе и не даешь никакого фидбэка тому, кто тебя слушает.

Тот же самое касается и навыка активного слушания — это тоже Soft Skills. В качестве консультанта и бизнес-тренера я иногда специально прихожу на совещания в ту или иную компанию только с одной целью — слушать людей. И когда я вижу, что реально происходит на таких совещаниях, я понимаю, что многие проблемы этой компании можно было бы решить, если бы сотрудники просто развили в себе навык активного слушания. Но вместо этого руководители чаще устраивают корпоративы, вывозят людей на какую-нибудь базу отдыха, думая, что это сплотит команду взрослых людей. Конечно, совместный отдых — это важно, но не стоит на это возлагать функцию сплочения коллектива. Есть более эффективные целевые методы.

— Можно ли сознательно научиться «мягким навыкам», или это в большей степени природный дар?

— В понятие Soft Skills входит в том числе и социальный интеллект, а с ним точно никто не рождается, это то, что ребенок впитывает из окружающей среды. Поэтому «мягкие навыки» можно и нужно развивать.

Другое дело, что кому-то это дается проще, а кому-то сложнее из-за особенностей темперамента, характера. Но учиться придется все равно. Потому что сегодня мы живем в мире, в котором тысячи людей знают, как выглядит наша кухня, только потому, что они зашли на нашу страницу в социальных сетях. Поэтому сейчас социальный интеллект необходим как воздух. Сегодня, чтобы быть успешным в социуме, нужно находиться в некой позиции демонстрации — себя, своей жизни, своих интересов и увлечений. И даже интровертам, которые не привыкли быть настолько открытыми, приходится переступать через свои принципы. Неслучайно сейчас пишут так много книг на эту тему: маркетинг для интровертов, персональный брендинг для интровертов. Потому что иначе, даже будучи классным профессионалом, ты будешь оставаться в стороне от действительно значимых, глобальных проектов.

Добавлю также, что для того, чтобы обучение Soft Skills принесло положительный результат, необходимы два фактора. Во-первых, тот, кто получает знания, должен быть достаточно мотивированным, понимать, для чего ему это нужно, и быть готовым сразу же применять полученные знания в жизни. Во-вторых, тренинговая компания или тренер, который обучает «мягким навыкам», должны владеть определенными образовательными технологиями и выстроить правильную обучающую систему с разными видами учебных активностей.

— В чем особенность курса по обучению Soft Skills, который разработал Woodroot?

— Прежде всего, это первый системный курс по развитию «мягких навыков», в рамках которого мы постарались учесть максимальное количество аспектов, касающихся этой темы. Вторая особенность: не могу сказать, что никто никогда не учил людей Soft Skills, но ранее это были только закрытые корпоративные программы. Мы первые, кто сделал такой курс открытым для каждого, кто понимает актуальность таких навыков и хочет их в себе развить.

Также важно, что мы предлагаем сочетание разных форматов. Это, с одной стороны, офлайн-курс, в рамках которого проводятся регулярные тренинги. А с другой — мы организуем также онлайн-поддержку. За счет использования разных форматов достигается гораздо более глубокий и длительный эффект.

Еще один существенный момент — мы плотно работаем над сопутствующим материалом, который обеспечивает качественное обучение. На каждом модуле мы даем обширный раздаточный материал, и думаю, что по окончании курса на основе этого материала можно будет подготовить книгу по Soft Skills, наверное, также первую в нашей стране, где все это так подробно описано и систематизировано.

— Как отнеслись ваши клиенты и партнеры к запуску такого курса? Есть ли понимание, что это и для чего это необходимо?

— Нам в какой-то мере повезло — информационное поле поддерживает это направление. Такие издания, как Forbes, Harvard Business Review, часто об этом пишут. Поэтому люди, читая про «мягкие навыки», ищут, где можно этому обучиться, и понимают, что кроме нас больше никто не предлагает такие программы. Мы сознаем, что это ненадолго, что мы обозначили тренд и вскоре на рынке появятся альтернативные предложения. Но пока что мы первые. И то, что на открытый курс сразу собралась группа, что бывает крайне редко при запуске нового продукта, говорит о том, что интерес к этой теме есть.

Беседовала Наталья Гордеева

Вся лента