Тайны деревянной фотобудки
Чем проект BOFT оказался интереснее планов по покорению космоса
У многих решение жюри федерального акселератора GenerationS считать лучшим проектом 2017 года компанию BOFT вызвало удивление. Компания, производящая автоматы для распечатки цифровых фотографий из соцсетей или с мобильного телефона, выиграла в финале у четырех десятков конкурентов, куда как более точно подходящих под определение «технологического стартапа», чем уже состоявшаяся компания BOFT. Выходит, что лучший технологический стартап РФ в 2017 году — это автомат для распечатывания фотографий формата Polaroid за 50 руб. пара? Мгновенная печать фотографий, освоенная в США в 1948 году, пусть и с довеском из какого-то софта — это индустриальные инновации? Мы что, принтера не видели?
Не только жюри акселератора GenerationS, но и основатель проекта BOFT Тос Мовсисян равно чувствовали себя в какой-то степени нарушителями всех конвенций. Среди нескольких тысяч заявок в акселератор в 2017 году были десятки проектов, вызывавших острое любопытство у технологов индустриальных компаний — партнеров треков. Но то, что в итоге ведущие эксперты в финале будут говорить о BOFT как о самом интересном проекте, видимо, мог понимать только сам Мовсисян.
Во многом Тос Мовсисян сводит недоумение части публики на финале GenerationS к тому, что в своей финальной презентации 25 апреля BOFT намеренно почти обошел технологическую часть своего проекта. По его словам, это, в общем, было для BOFT не так важно. Поговорив с автором полчаса, понимаешь, что он оказался прав — да и жюри тоже: дело не в технологической части, вернее, не только в ней.
Впервые идея автоматических фотобудок, позволяющих распечатывать из соцсетей фотографии, Тосу и его партнерам пришла в голову довольно давно — в 2013 году. У Тоса было предположение о том, что «смерть фотобумаги» — это во многом случайность, что утрата предложения на этом рынке повлекла уход социальных практик, связанных с распечатками, но, возможно, могут появиться иные социальные практики, требующие такого рода «печатных» носителей. Ведь социально фотография — чрезвычайно интересная вещь, напрямую связанная с механизмами памяти и воспоминаний.
«Мишенью» для печати сразу были фотографии из Instagram, который тогда только отвоевывал мировую популярность у десятков миллионов пользователей сети. Мовсисян к тому времени был уже достаточно искушенным IT-предпринимателем — в этой сфере партнеры занимались крупным индустриальным IT-проектом. BOFT же исходно был просто бизнес-идеей, не претендующей на очень многое. Как вспоминает Мовсисян, исходно у партнеров вообще существовало убеждение в том, что автоматические фотобудки, способные распечатывать фотографии из популярных соцсетей, уже давно существуют за пределами РФ, и достаточно их просто импортировать и делать бизнес на этом. К их удивлению, импортировать было нечего — автомат нужно было придумать от начала и до конца.
Причем почти мгновенно выяснилась простая вещь. Технически для IT-специалиста нет никакой сложности связать печатающий блок Polaroid с очень простым компьютером, на который можно «сгрузить» цифровую фотографию снаружи. Но это не имеет смысла: аппараты мгновенной печати, как и кассеты к нему, просто уничтожают любую рентабельность проекта. С любым цветным принтером, существующим на рынке, примерно та же история — или ограничения иного свойства. Нужна не просто печать, а ультрадешевая и качественная фотопечать.
BOFT начался с классической управленческой ошибки: изобретать специальный принтер, способный удовлетворить запросы отцов-основателей компании, они начали сами.
Технология разыскивалась в течение месяцев, затем команда искала промышленного партнера, потом с партнером, которого удалось обнаружить лишь в Японии, отрабатывалось производство аппарата — исходно принтер не умел распечатывать фотографии в «полароидном» формате. В течение года BOFT разрабатывал оборудование, дополняющее японскую разработку, но в итоге партнер сам пошел навстречу, предоставив все необходимое — в расчете на будущий растущий рынок.
Термосублимационный принтер BOFT позволяет делать фотографии, которые в отличие от «полароидных» мгновенных снимков, не теряют цвет десятилетиями. В отличие от обычных фотографий, они прочные и не боятся влаги, при этом они дешевы. О судьбе собственных разработок BOFT говорит то, что предложения их купить к компании уже не раз поступали.
Программное обеспечение к своей «фотобудке» IT-специалисты писали сами. Сейчас тестируется возможность идентификации клиента по геометрии лица — у компании есть рабочая технология идентификации клиента. Суть в том, что пользователь смотрит в камеру, идентифицируется со своим аккаунтом в Instagram. Впрочем, можно в два клика подключиться к приемнику Wi-Fi или Bluetooth в этом автомате и напечатать фотографии с телефона. Либо написать на тачскрине имя аккаунта в соцсети: если он открыт — распечатать, если закрыт — ввести пароль и распечатать. Это просто, хотя кое-чему из серии «просто» в портфеле BOFT тоже есть предложения о продаже.
BOFT сегодня — это действующая объединенная сеть, которая должна минимизировать сбои, адаптироваться к изменениям политики соцсетей, обеспечивать конфиденциальность и возможность пересылки фотографий на другой автомат, уметь обрабатывать фотографии, выполнять онлайн-заказы.
Интерфейсы интуитивно понятны пользователю «с улицы». Да и без кавычек — BOFT рассчитан на использование при температурном режиме от -35 до +35 градусов, поэтому часть фотобудок размещена на улице. Автоматы собирают данные и способны предложить (тут же распечатав) таргетированные по аудитории скидочные купоны — в том числе, магазинов в том же торговом центре, где установлен BOFT. Разумеется, компания будет зарабатывать и на этом.
Партнеры как-то почти сразу решили делать корпусы «фотобудок» не из металла или пластика, а из дерева. Это естественнее и экологичнее, больше понравится потребителю. Когда сотрудники BOFT сертифицировали автоматы для стран Евросоюза, им говорили, что приятно удивлены качеством сборки продукции — это бывает нечасто. Надо сказать, что и в целом ситуация, когда российский стартап спокойно рассказывает о тонкостях сертификации продукции по стандартам ЕС при реальных поставках, впечатляет, даже если речь идет не о поставках нового наноматериала. Да, собирается BOFT тоже не в Китае.
Погружаясь в тему, понимаешь, что BOFT многое о своих «фотобудках» не рассказывает — просто потому что не решили, будет ли это постоянным дополнением к основному продукту, еще не до конца отлажено, непонятно, как пойдет, да и просто пока рано. Ведь формально BOFT — стартап, но на деле он на глазах участников GenerationS укрепился в качестве зрелой компании. Задача акселератора во многом — показать, как происходит это превращение, поэтому неудивительно, что жюри GenerationS отметило компанию главным призом.
С одной стороны, в основе каждого бизнес-проекта лежит технология, но сама по себе технология для бизнеса — лишь одна из составляющих. Компании, создающие социальную новую реальность вокруг нас, знают многое о новых материалах, об IT-решениях, об алгоритмах обработки данных. Но без других составляющих никакая реальность не создается. Менеджмент, управление развитием, финансовая модель, маркетинг, дизайн, масштабируемость бизнеса — это не менее необходимые составляющие «выстрелившего» стартапа.
Инновации — сами по себе продукт предпринимательства, а не научных разработок.
Нет на свете никакой хорошей идеи, которая хороша сама по себе и поэтому неважно, дойдет ли она до своего потребителя.
Где-нибудь в Альпах в огромном патентном хранилище наверняка есть самый большой в мире сейф, где многометровыми грудами лежат, попирая друг друга, важнейшие патенты на баснословно важные технологические изобретения, для которых не нашлось главного — людей, способных сделать из них нечто, существующее и продающееся в реальности.
В этот сейф, наверное, можно даже заглянуть и снять эту гору сокровищ на простую камеру в мобильном телефоне. А потом выйти наружу, подойти к стоящему неподалеку автомату BOFT, нажать пару кнопок на экране — и распечатать полученное себе на память, чтобы не забыть, как все на самом деле устроено.