Пара нормальных
Португалия победила на «Евровидении»
В киевском Международном выставочном центре прошел 62-й конкурс европейской песни «Евровидение». Впервые за долгие годы Россия в конкурсе не участвовала, наши телеканалы его не транслировали, а наши зрители не могли голосовать за певцов. О том, что мы потеряли, оставшись без «Евровидения», рассказывает Борис Барабанов.
На конкурсе «Евровидение-2017» в Киеве победил португальский певец Сальвадор Собрал с песней «Amar Pelos Dois». Ни песня, ни ее исполнитель с самого начала не вписывались в стереотипную картину эстрадного состязания.
Вот как это было. Застенчивый парень, исполняющий песню своей сестры на пятачке посреди танцпартера. Минималистичный аккомпанемент. Отсутствие богатой сценографии. Сама песня — что-то вроде тихой джазовой баллады в духе, например, Норы Джонс, но с отчетливым влиянием фадо. «Amar Pelos Dois» была исполнена на родном языке Сальвадора Собрала, чего на «Евровидении» не случалось десять лет, со времен «Молитвы» сербской победительницы Марии Шерифович. Когда португальский певец выступил в первом полуфинале, стало ясно, что его номер выигрывает на фоне традиционных для конкурса помпезных и предсказуемых номеров. Но в тот момент букмекеры прочили победу лощеному итальянцу Франческо Габбани. А во время финала стало ясно, что никто из участников конкурса, включая представителей Италии, Германии, Испании, Англии и Франции, не предложил ничего, что трогало бы так же сильно, как «Amar Pelos Dois».
Эту песню написала Луиза Собрал, сестра конкурсанта. Написала без привлечения шведских продюсеров-ремесленников, которые ежегодно, помогая участникам из разных стран, обеспечивают себе безбедное существование на год вперед. У Сальвадора Собрала порок сердца, врачи не рекомендовали ему перенапрягаться, и этот факт добавил португальцу внимания европейской телеаудитории. Сообщалось, что Луиза готова даже петь за брата на репетициях, если состояние его здоровья все же не позволит ему выходить на сцену так часто, как хотелось бы. Сострадание, вероятно, конвертировалось в какое-то количество зрительских голосов.
Однако эти голоса не были бы поданы в таком огромном количестве, если бы не песня. Когда победитель получил возможность обратиться к Европе в прямом эфире, он говорил именно об этом: «Мы живем в мире одноразовой музыки, музыки-фастфуда, в которой нет никакого содержания. Наша победа — это победа музыки, которая что-то значит, и тех людей, которые пишут такую музыку. Музыка — это не фейерверки. Музыка — это чувство. Давайте меняться в этом направлении, давайте вернем настоящую музыку! Вот что имеет смысл!»
По традиции песня-победитель была исполнена в конце трансляции на бис. На этот раз Луиза Собрал присоединилась к брату. Они оба не были похожи на «певцов с “Евровидения”». В их поведении не было наигранной радости, только спокойное достоинство. Казалось, они действительно пришли в этот зал из другого мира, того, где знают цену хорошей песне и не тратят слов попусту. И когда они пели, вдвоем, без танцоров и декораций, казалось, что эта пара значимее всего остального, что мы видели.
На финишной прямой была надежда на то, что за победу может побороться «наш» болгарин Кристиан Костов. В ходе голосования он обошел итальянца, но все же серьезно уступил господину Собралу. В одном из интервью перед финалом Костов сказал, что скучает по своей любимой Москве, по Красной площади и по виду на МГУ из своего окна и что если получит приз «Евровидения» в виде хрустального микрофона, то по приезде в родной город разобьет его перед камерами. Жаль, что рядом с ним не оказалось никого, кто своевременно объяснил бы ему, что такие заявления вряд ли добавят ему голосов украинских и проукраинских зрителей.
Хозяйка конкурса Украина в лице группы O.Torvald с песней «Time» заняла последнее, 24-е место. Самого факта участия альтернативной группы в поп-конкурсе оказалось мало для успеха. Проиграла песня, а не стиль.
«Евровидение-2017» в теории было идеальной платформой для демонстрации достижений украинской музыкальной индустрии, о которых хорошо осведомлены в России и гораздо хуже — в Европе. Самой заметной фигурой была, конечно, Джамала. Эпизод с неугомонным журналистом Виталием Седюком, который пополнил коллекцию своих выходок, выскочив на сцену с австралийским флагом и спустив штаны во время выступления Джамалы, кажется, только добавил зрелищу остроты. А Джамала и бровью не повела. Зато она теперь в одном ряду с Аделью и Ким Кардашьян, которым Седюк в свое время тоже ухитрился испортить важные кадры. Киевские власти, правда, юмора не поняли. По словам главы украинского МВД Арсена Авакова, пранкер отправлен в СИЗО и ему грозит до пяти лет лишения свободы.
Во время полуфиналов и финала телезрители Европы могли также насладиться выступлениями Монатика и Русланы. А вот лучший из всех номеров made in Ukraine в телеэфире был перекрыт рекламой, его видели только в интернете. Речь идет о грандиозном выступлении девушки по имени Onuka, которую не без оснований называют украинской Бьорк.
В том, что российские телезрители остались в этом году без «Евровидения», конечно, радостного мало. Можно иронизировать насчет того, что те, кто нашел способ наблюдать за конкурсом в интернете, получили его в чистом виде, без привычной нагрузки в виде патриотических ток-шоу с Владимиром Жириновским после финального аккорда. Однако конкурс в Киеве в каком-то смысле разрушил стереотипы, складывавшиеся годами. Оказалось, что зрители могут выбрать не только бородатую женщину. Что песню-победителя может сочинить скромная девушка в простом платье, а не бригада ушлых шведов. Наконец, что для музыки все еще есть место, пусть даже и на кухнях европейских домохозяек. Всего этого наши домохозяйки не видели, а стало быть, остались в уверенности, что кругом враги, а наших бьют.