На Таймыре захотели разукрупнения
Жители бывшей автономии разочаровались в объединении с Красноярским краем
Инициативная группа жителей Красноярского края хочет провести референдум о возвращении Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району статуса автономного округа (АО). Как заявляют активисты, после объединения северяне стали жить хуже. Одноименный АО как отдельный субъект РФ существовал до 2007 года и влился в Красноярский край по итогам референдума 2005 года. Краевые депутаты считают, что проблемы территории преувеличены. Эксперты уверены, что провести референдум не получится.
Инициативная группа из 12 северян уведомила Таймырский избирком о желании провести референдум по возвращению Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району статуса национального автономного округа. По словам члена группы Стэллы Кох, жизнь северян после 2005 года, когда прошел референдум по изменению статуса Таймыра, стала хуже: большую часть госструктур перенесли в Красноярск и Норильск, часть жителей лишилась рабочих мест, остальные — возможности быстро получить госуслуги. "В Дудинке (административный центр района.— "Ъ") паспорт можно оформить, справки Росреестра заказать. Но чтобы оформить разрешение на оружие, нужно ехать в Норильск. Роспотребнадзор, жилищная и трудовая инспекции справки удаленно не предоставляют",— пояснила она. Член инициативной группы, представитель Ассоциации коренных малочисленных народов Таймыра Геннадий Щукин считает, что краевые власти плохо понимают специфику Таймыра: "У нас тут олени ходят, до поселка ближайшего только вертолетом можно долетать, а они думают, что у нас троллейбусы и поезда. Мы не поднимаем вопрос о развале субъекта, мы хотим вернуть то, что было".
Депутат красноярского заксобрания от ЛДПР Александр Глисков уверен, что северяне преувеличивают проблемы, а самостоятельность только навредит территории. "Отсутствие компетентных специалистов не решить сменой статуса субъекта,— пояснил он.— Я застал всю реформу. На Таймыре, в Эвенкии (там референдумы прошли одновременно.— "Ъ") сидели начальники-феодалы и всем распоряжались. Сейчас лишних руководителей убрали, остались только исполнители". По словам главы районного избиркома Петра Зайцева, комиссия рассмотрит вопрос о регистрации инициативной группы 19 мая. Стэлла Кох уверена, что ответ будет отрицательный: "Но мы готовы бороться. Люди не просто так пошли на этот шаг. Накипело".
Директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич считает, что "автономные округа не имеют ни ресурсов, ни возможностей отыграть назад" — "федеральная власть приняла такое решение", но все бывшие автономии недовольны объединением. Корякский АО (объединен с Камчатской областью), по ее мнению, потерял рабочие места, коряки оказались оторваны от центра: авиабилеты до Петропавловска-Камчатского стоят почти столько же, сколько до Москвы. Агинскому АО при объединении с Читинской областью обещали особый бюджетный режим, которого там не увидели. По словам политолога Сергея Комарицына, поддержки коренных малочисленных народов на Таймыре практически нет, принятый в Красноярском крае закон об особом статусе территории "неполноценный и преференции северянам дает небольшие". "Но изменения внесли в Конституцию, обратного хода нет",— говорит эксперт.
Укрупнение регионов РФ началось в 2003 году с подачи федерального центра. Открытых противников у идеи объединения "матрешечного" Красноярского края с Таймырским и Эвенкийским АО в 2005 году не было, а для обеспечения явки власти задействовали весь имеющийся административный ресурс. По итогам референдумов прекратили существование шесть из десяти АО. Из-за сопротивления местных элит и населения не был запущен процесс слияния богатых нефтегазовых автономий — Ненецкого АО с Архангельской областью, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого АО с Тюменской областью.